Книги и чтение в иноязычном образовании дореволюционной зауральской гимназии
Books and reading in foreign language education of the pre-revolutionary Trans-Ural gymnasium
Аннотация
Если сравнить интеллект с растением, то книги подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу
от одного ума к другому.
Лоуэлл Д.
Статья излагает результаты исследования важного аспекта обучения иностранному языку, не потерявшему актуальность и в сегодняшней системе образования, – чтению и пониманию иноязычных текстов. Объектом исследования выступает иноязычное образование в дореволюционной зауральской гимназии, предметом – обучение чтению как виду речевой деятельности.
Целью исследовательской работы является рассмотрение в историко-аксиологическом аспекте: 1) востребованности чтения как важной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции; 2) методики обучения чтению и пониманию иноязычных текстов; 3) оснащенности дореволюционных учебных заведений локального уровня печатными учебными пособиями по предмету «Иностранный язык» и художественной литературой для чтения.
В качестве ведущего метода исследования автором выбран историко-логический анализ. Исследование опирается на архивные документы государственных архивов Оренбургской области и г. Шадринска, мемуары современников и научные историко-педагогические труды.
Сфокусированность на социально-педагогическом аспекте исследования позволяет сделать выводы не только относительно методических особенностей обучения чтению и формирования высокого уровня читательской грамотности, присущих обозначенному типу учебных заведений, но и повышенное внимание к чтению и книге, как ценности, в обществе в целом.
Abstract:
If we compare intelligence with a plant, then books are like bees transferring fertilizing pollen
from one mind to another.
Lowell D.
The article shows the results of a study of an important aspect of teaching a foreign language that has not lost its significance in modern education system – reading and comprehending foreign language texts. The object of the research is a foreign language education in the pre–revolutionary Trans-Ural gymnasium, the subject is teaching reading as a type of speech activity.
The aim of the research work is to examine in the historical and axiological aspect: 1) the demand for reading as an integral part of a foreign language communicative competence; 2) methods of teaching reading and understanding foreign language texts; 3) the equipment of pre-revolutionary educational institutions at the local level with printed textbooks on the subject «Foreign language» and fiction for reading.
The author chose historical and logical analysis as the key research method. The research is based on archival documents of the state archives of Orenburg region and Shadrinsk, memories of contemporaries and scientific historical and pedagogical works.
Focusing on the socio-pedagogical aspect of the study allows us to draw conclusions not only about the methodological features of teaching reading and the formation of a high level of reading literacy inherent in the designated type of educational institutions, but also increased attention to reading and the book as a value in society in general.