Функции воспитания в обществе: исторический и современный контексты

Functions of education in society: historical and modern contexts

  • Ирина Никитична Емельянова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень
Ключевые слова: воспитание, ценностно-ориентированная функция, нормативно-регулятивная функция, социально-интегративная функция, личностно-ориентированная функция

Аннотация

В теории и практике воспитания существенное значение имеют функции, которые воспитание выполняет в обществе. Цель статьи: выявление и обоснование значимых для общества и личности функций воспитания, определение приоритетов сегодняшнего дня  Делается предположение, что для осуществления процесса воспитания необходима реализации следующих функций: передача молодому поколению накопленных обществом ценностей культуры (ценностно-ориентированная функция); передача сложившихся в обществе норм и правил поведения, морально-нравственных ориентиров (нормативно-регулятивная функция); вхождение личности в социум через освоение социальных ролей и моделей поведения (социально интегративная); помощь и поддержка в раскрытии жизненного потенциала (личностно-развивающая). Ретроспективный анализ практики воспитания показал зависимость содержания обозначенных функций от запросов общества. Контент-анализ современных нормативных документов в области образования позволил выявить приоритет ценностно-ориентированной функции, высокую значимость функции социальной интеграции, неразвитость функции нормативного регулирования. Делается вывод: развитие ситуации в системе образования должно идти по пути обогащения функций воспитания, достижения действительной, а не декларируемой приоритетности воспитания.

Abstract: Upbringing performs important functions in society, which is noted in the theory and practice of education. The purpose of the article: to identify and justify the functions of upbringing that are significant for society and the individual, to determine the priorities of today. It is assumed that in order to implement the process of upbringing in education, it is necessary to implement the following functions: transfer of cultural values accumulated by society to the young generation (socio-cultural function); transfer of norms and rules of behavior established in society, moral guidelines (normative-regulatory function); function of personal integration into society through mastering social roles and behavior patterns (social integration); assistance and support in the discovery of life potential (self-determination, self-realization). Retrospective analysis of the upbringing practice showed the dependence of the content of the designated functions on the demands of society. The analysis of modern documents revealed the priority of the socio-cultural function, the high importance of the function of social integration and the insufficient development of the function of normative regulation. The development of the situation in the education system should be on the way to enriching the functions of upbringing, achieving real rather than declared, priority of upbringing.

Биография автора

Ирина Никитична Емельянова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики

Опубликован
2023-05-16
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования