Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления

Methodology for the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon

  • Лиана Акоповна Млкеян ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск
  • Лидия Сергеевна Рычкова ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск
  • Светлана Витальевна Морозова ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск
  • Оксана Борисовна Конева ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск
Ключевые слова: методология, наставничество, наставник, образовательное пространство, технология, профессиональное образование

Аннотация

Статья посвящена изучению методологии исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления с учётом исторического опыта.  Проанализировано понятие наставничества, проведен ретроспективный анализ развития данного явления в дореволюционный, советский и постсоветские периоды; рассмотрены наиболее перспективные подходы в психолого-педагогической практике (системный, комплексный, личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы), которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательной среде Российской Федерации; раскрыты основные понятия видов наставничества (традиционное личное; групповое; командное; наставничество ровесниками; интернет-наставничество), рассмотрены профессиональные (доминантные, периферийные, негативные, а также флексибильность, феликсологичность, фасилитативность) и личностные качества (достаточный уровень профессиональных знаний, оптимизм, эрудированность, гибкость мышления и др.) наставника-новатора. Определены социальные и психолого-педагогические основы и этапы развития наставничества (начальная ступень, ступень развития, ступень сепарации, ступень переосмысления).

Abstract: The article is devoted to the study of the methodology of the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon, taking into account historical experience. The concept of mentorship is analyzed, a retrospective analysis of the development of this phenomenon in the pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods is carried out; the most promising approaches in psychological and pedagogical practice (systemic, integrated, personality-oriented, axiological and activity approaches), which can become the main ones in building a mentoring system in the educational environment of the Russian Federation, are considered; the basic concepts of the types of mentoring (traditional personal; group; team; peer mentoring; online mentoring) are disclosed; , flexibility of thinking, etc.) an innovative mentor. The social and psychological-pedagogical foundations and stages of the development of mentoring (the initial stage, the stage of development, the stage of separation, the stage of rethinking) are determined.

Биографии авторов

Лиана Акоповна Млкеян, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск

аспирант, 3 курс кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования

Лидия Сергеевна Рычкова, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск

профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования

Светлана Витальевна Морозова, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии, психодиагностики психологического консультирования

Оксана Борисовна Конева, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики психологического консультирования

Опубликован
2023-05-16
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования