Методология исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления
Methodology for the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon
Аннотация
Статья посвящена изучению методологии исследования наставничества как социального и психолого-педагогического явления с учётом исторического опыта. Проанализировано понятие наставничества, проведен ретроспективный анализ развития данного явления в дореволюционный, советский и постсоветские периоды; рассмотрены наиболее перспективные подходы в психолого-педагогической практике (системный, комплексный, личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы), которые могут стать основными при построении системы наставничества в образовательной среде Российской Федерации; раскрыты основные понятия видов наставничества (традиционное личное; групповое; командное; наставничество ровесниками; интернет-наставничество), рассмотрены профессиональные (доминантные, периферийные, негативные, а также флексибильность, феликсологичность, фасилитативность) и личностные качества (достаточный уровень профессиональных знаний, оптимизм, эрудированность, гибкость мышления и др.) наставника-новатора. Определены социальные и психолого-педагогические основы и этапы развития наставничества (начальная ступень, ступень развития, ступень сепарации, ступень переосмысления).
Abstract: The article is devoted to the study of the methodology of the study of mentoring as a social and psychological-pedagogical phenomenon, taking into account historical experience. The concept of mentorship is analyzed, a retrospective analysis of the development of this phenomenon in the pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods is carried out; the most promising approaches in psychological and pedagogical practice (systemic, integrated, personality-oriented, axiological and activity approaches), which can become the main ones in building a mentoring system in the educational environment of the Russian Federation, are considered; the basic concepts of the types of mentoring (traditional personal; group; team; peer mentoring; online mentoring) are disclosed; , flexibility of thinking, etc.) an innovative mentor. The social and psychological-pedagogical foundations and stages of the development of mentoring (the initial stage, the stage of development, the stage of separation, the stage of rethinking) are determined.