Представления будущих и работающих учителей начальных классов об учебной мотивации младших школьников

Presentation of future and working primary school teachers about the educational motivation of younger students

  • Мария Владиславовна Басалаева ФГБО ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск
  • Галина Фирдинатовна Хисматова ФГБО ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск
Ключевые слова: профессиональное представление, учебная деятельность, формирование учебной мотивации, целеполагание, профессиональная деятельность

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в определении содержания представлений будущих и работающих учителей начальных классов об учебной мотивации обучающихся младшей школы. Основной вопрос исследования состоял в наличии и определении сходств и различий представлений об учебной мотивации у будущих учителей начальных классов и учителей со стажем.  Гипотеза исследования заключалась в проверке предположения о разном содержании представлений об учебной мотивации обучающихся младшей школы у студентов и работающих учителей. Мы предполагали, что содержание представлений об учебной мотивации у студентов и учителей со стажем будут совпадать и носить научный характер, но в представлениях учителей будет выражена практическая ориентированность, а у студентов будет превалировать научный характер содержания. В проведенном анкетировании приняли участие учителя начальной школы образовательных учреждений г. Красноярска (стаж более 5 лет) и студенты выпускных курсов КГПУ им. В. П. Астафьева направления 44.03.05 начальное образование и русский язык. При проведении анкетирования анализировались представления о: понятии учебной мотивации; доминирующих учебных мотивах современного школьника; инструментах формирования учебной мотивации; показателях недостаточной сформированности учебной мотивации у современных школьников. Результаты исследования показали, что большинство опрашиваемых студентов ориентируются в своих ответах на теоретическую базу, учителя же на практический опыт своей профессиональной деятельности. Результаты данного исследования могут быть полезны при подготовке выпускников педагогических вузов, использоваться учителями начальных классов в своей профессиональной деятельности.

The article presents the results of an empirical study determining the content of the ideas of future and working primary school teachers about the primary school students’ educational motivation. The main issue of the study was the presence and the definition of similarities and differences in educational motivation ideas among future primary school teachers and experienced teachers. The hypothesis of the study was to test the assumption about the different content of ideas about the primary school students’ educational motivation among future primary school teachers and experienced teachers. We have assumed that the content of the ideas about learning motivation among future primary school teachers and experienced teachers would coincide and be of a scientific nature, but the experienced teachers would express the practice-oriented ideas and students would express the scientifically-oriented ideas. The survey was attended by primary school teachers in Krasnoyarsk (experience more than 5 years) and graduate students of the KSPU named after. V.P. Astafyeva directions 44.03.05 primary education and the Russian language. During the survey, ideas about: the concept of educational motivation were analyzed; dominant educational motives of a modern student; tools for the educational motivation formation; indicators of insufficient educational motivation formation among modern schoolchildren. The results of the study have showed that the majority of the students surveyed are guided in their answers by the theoretical base while the teachers are guided by the practical experience of their professional activities. The results can be useful in the preparation of graduates of pedagogical universities and for primary school teachers in their professional activities.

Биографии авторов

Мария Владиславовна Басалаева, ФГБО ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования

Галина Фирдинатовна Хисматова, ФГБО ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск

студентка 4 курса, направление подготовки Педагогическое образования (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование и русский язык»

Опубликован
2023-07-14
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания