Воспитательный потенциал внеучебной деятельности в высших учебных заведениях
Educational potential of extracurricular activities in higher education institutions
Аннотация
В сложившихся непростых условиях политической и экономической ситуации в нашей стране, особенно актуально встаёт вопрос реализации воспитательного потенциала внеучебной деятельности, которая является неотъемлемой частью процесса подготовки будущих специалистов и способствует решению актуальных проблем воспитания, а также создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального формирования выпускников вуза. В статье даются понятия внеучебной деятельности и воспитания, рассматриваются ключевые условия для формирования наиболее востребованных в настоящее время направлений воспитания, показана возможность их реализации в образовательном процессе высших учебных заведений. Анализа работ современных отечественных и зарубежных авторов раскрывает значительный воспитательный потенциал внеучебной деятельности, который способствует духовно-нравственному, социальному, обще-интеллектуальному, личностному и общекультурному развитию. Некоторые авторы подчёркивают необходимость формирования универсальных компетенций в процессе осуществления внеучебных мероприятий, которые целесообразно выстраивать согласно образовательным программам изучаемых дисциплин. В данной работе воспитательный потенциал таких мероприятий показан на примере организации конкурсов, форумов, фестивалей и различных творческих площадок, которые ежегодно проходят в Волгоградском институте управления (ВИУ) – филиале РАНХиГС (ВИУ РАНХиГС), и включают в себя также патриотическую и духовно-нравственную составляющие. Выявлена актуальность и необходимость расширения масштаба проведения подобных видов деятельности в высших учебных заведениях.
In the current difficult conditions of political and economic situation in our country, particularly relevant is the question of the implementation of educational potential of extracurricular activities, which is an integral part of the training of future specialists and contributes to the solution of urgent problems of education, as well as creates favorable conditions for the personal and professional formation of university graduates. The article describes the concept of extracurricular activities and education, considers the key conditions for the formation of the most popular nowadays directions of education, and shows the possibility of their implementation in the educational process of higher educational institutions. Analysis of modern domestic and foreign authors reveals the significant educational potential of extracurricular activities, which contributes to the spiritual, moral, social, intellectual, personal and cultural development. Some authors emphasize the need to form universal competences in the process of implementation of extracurricular activities, which is advisable to build according to the educational programs of the disciplines studied. In this paper, the educational potential of such events is shown on the example of the organization of competitions, forums, festivals and various creative platforms, which take place annually in Volgograd Institute of Management (VIU) - branch of RANEPA, and include patriotic, spiritual, and moral components. The relevance and the need to expand the scope of similar activities in higher educational institutions were revealed.