Повышение правовой грамотности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов как направление деятельности образовательной организации

Improving the legal literacy of students, parents (legal representatives), teachers as a field of activity of an educational organization

  • Анна Валериановна Коротун ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
  • Вера Никитична Ильченко ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
  • Андрей Константинович Шитов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
Ключевые слова: образование, образовательная организация, образовательные отношения, педагоги, классный руководитель, обучающиеся, родители, правовая грамотность, правовая культура

Аннотация

Статья раскрывает проблему правовой грамотности и содержание правового статуса педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений образовательной организации. Цель статьи – анализ дефицитов правовой грамотности классных руководителей и родителей в части реализации своих прав и обязанностей в сфере образования и воспитания. Для сбора эмпирических данных применялись авторская анкета на выявление дефицитов правовой грамотности субъектов образовательных правоотношений, а также метод сравнительного анализа результатов исследований, проведенных в 2021 и 2022 гг., направленных на выявление дефицитов в деятельности классных руководителей и родителей.  Результаты опроса показали, что родители и классные руководители недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях и не в полной мере их исполняют. И с теми и другими участниками образовательных отношений необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение уровня их правовой грамотности и правовой культуры.

The article reveals the problem of legal literacy and the content of the legal status of teaching staff, students and parents (legal representatives) as participants in educational relations of an educational organization. The purpose of the article is to analyze the deficits of legal literacy of classroom teachers and parents in terms of exercising their rights and responsibilities in the field of education and upbringing. To collect empirical data, the author's questionnaire was used to identify deficits in legal literacy of subjects of educational legal relations, as well as a method of comparative analysis of the results of studies conducted in 2021 and 2022 aimed at identifying deficits in the activities of classroom teachers and parents. The survey results showed that parents and classroom teachers are not sufficiently aware of their rights and responsibilities and do not fully fulfill them. It is necessary to carry out activities aimed at improving the level of their legal literacy and legal culture with both participants in educational relations.

Биографии авторов

Анна Валериановна Коротун, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук

Вера Никитична Ильченко, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры права, экономики и методики их преподавания

Андрей Константинович Шитов, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат исторических наук, доцент кафедры права, экономики и методики их преподавания

Опубликован
2023-12-06
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания