Исследование задачного материала для оценки возможности надёжного формирования функциональной математической грамотности на основе анализа определения понятия

Investigation of task material to assess the possibility of reliable formation of functional mathematical literacy based on the concept definition analysis

  • Ирина Николаевна Семёнова ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
  • Евгений Александрович Шорохов ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, определения, контенты, задачи, практико-ориентированные задачи, задания

Аннотация

В статье приведены примеры и контрпримеры заданий и задач с точки зрения оценки их эффективности для надёжного формирования функциональной математической грамотности у обучающихся. Оценка проводится на основе сопоставления задачного материала с определением, сформулированным PISA (2012 г.), в соответствии с приведённым пояснением сущности контент, входящих в это определение. При этом в контексте корректировки определения приведена дополненная схема структуры функциональной математической грамотности. Проиллюстрировано, что представленный в источниках дидактический материал не всегда надёжно формирует функциональную математическую грамотность, так как не содержит структурную контенту определения – интерпретацию математики (в широком и узком смысле). На основе использования разработанной схемы предложены задания для совершенствования дидактического материала, целевое включение которых – формирование функциональной математической грамотности.

The article presents examples and counterexamples of tasks and tasks from the point of view of assessing their effectiveness for reliable formation of functional mathematical literacy in students. The evaluation is based on the comparison of the task material with the definition formulated by PISA (2012) in accordance with the given explanation of the essence of the content included in this definition. At the same time, in the context of correction of the definition, the supplemented scheme of the functional mathematical literacy structure is given. It is illustrated that the didactic material presented in the sources does not always reliably form functional mathematical literacy as it does not contain the structural content of the definition - interpretation of mathematics (in the broad and narrow sense). Based on the use of the developed scheme, we propose tasks for improving didactic material, the target inclusion of which is the formation of functional mathematical literacy.

Биографии авторов

Ирина Николаевна Семёнова, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике

Евгений Александрович Шорохов, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

студент 2-го курса по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Математика и информатика»

Опубликован
2023-12-06
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания