Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников

Opportunities for additional education in the professional self-determination of high school students

  • Айгуль Амангалейевна Тажмуратова ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, возможности, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, самореализация

Аннотация

Актуальность вопроса заключается, с одной стороны, в том, что госзаказ поставил задачу активизации деятельности по профессиональному самоопределению учащихся в образовательных организациях. С другой стороны, ввиду нерегламентированности образования в дополнительном образовании, по мнению автора, предоставляется широкий спектр возможностей выполнения данного поручения. На основании изучения статистических и аналитических исследований предлагается разделить подход к решению проблематики. К группе смысловых возможностей отнесены возможности формирования осознанного позитивного отношения к выбору профессии.

К функциональным возможностям дополнительного образования автор причисляет потенциал сетевого взаимодействия с организациями, заинтересованными в профессиональном самоопределении подростков, рассмотрен подобный опыт взаимодействия в Новосибирской, Белгородской и Томской областях, проекта по профориентации и киберсоциализации от Фонда ФОРОТЕХ, компании «МегаФон» и федеральных компаний-партнеров. И, наконец, созидательные возможности обогащают опыт апробации конструктивных вариантов поведения в профессии, наращивают умения самовыражения, самопроявления и самореализации старшеклассников в организациях дополнительного образования.

The urgency of the article is due to the government order’s task to activate students' professional self-determination activities in educational institutions. The author believes that there is a broad spectrum of opportunities for fulfilling this task. Having analyzed the statistical and analytical researches, the author includes the potential for cultivating a consciously positive attitude towards choosing a profession to the group of semantic possibilities.

The author regards the potential for network collaboration with organizations interested in the professional self-determination of adolescents as the functional capabilities of supplementary education. Similar experiences of collaboration have been in Novosibirsk, Belgorod, and Tomsk involving a project on career guidance and cyber-socialization by the FOROTEKH Foundation, “MegaFon” company and federal partner companies. Finally, creative opportunities enrich the experience of testing constructive behavioral options in a profession, enhancing the self-expression, self-manifestation,and self-realization skills of high school students in supplementary education organizations.

Биография автора

Айгуль Амангалейевна Тажмуратова, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

соискатель

Опубликован
2023-12-29
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания