Проявление феномена и актуализация понятия «наставничество» в системе образования РФ: конец 10-х - начало 20-х годов XXI века

The concept “mentoring” and its presentation in the educational system of the Russian Federation from the end of the 10th to early 20th years of the 21st century

  • Никита Андреевич Бабуркин Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, г. Смоленск
Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, студенты педагогических вузов, профессиональный стандарт, профессиональное становление

Аннотация

В статье рассматривается проблема изменения актуальности такого явления как наставничество в России за последнее десятилетие, проводится анализ официальных документов и выступлений Президента Российской Федерации, посвященных внедрению практики наставничества в различные сферы экономики России, в том числе и сферу образования. Перечисляются практики внедрения наставничества на различных уровнях образования в субъектах Российской Федерации. Проведенный теоретических обзор источников показывает динамику изменения отношения к наставничеству в России, изменение понимания руководителей образовательных учреждений в необходимости создания специально организованного сопровождения начинающих педагогов для закрепления в профессии, а также студентов начальных курсов для поддержки в обучении и дальнейшем становлении будущих профессиональных навыков. Наличие большого числа практик в России, где наставничество является профессиональным видом деятельности, наличием достаточного количества функций, выполняемых наставником, для возникновения возможности их объединения в единую должность, привело к обсуждению профессионального стандарта «Наставник». Существование данного стандарта кардинально изменит в будущем отношения к наставнической деятельности в организациях (не только в образовательных), так как признание официального статуса позволит наставникам ощутить свою востребованность, регламентировать получение материальных благ за выполненный труд, а также обозначить квалификационные требования, предъявляемые к этому виду деятельности. 

The article examines the problem of changing the relevance of such a phenomenon as mentoring in Russia over the past decade, analyzes official documents and speeches by the President of the Russian Federation devoted to the introduction of mentoring practices in various sectors of the Russian economy and the Russian education. The practice of introducing mentoring at various levels of education is listed. The theoretical review shows the dynamics of changing attitudes towards mentoring in Russia because of the necessity to create specially organized support for novice teachers to succeed in the profession as well as students to support in further future professional skills development. The professional standard “Mentor” is discussed due to a large number of practices in Russia where mentoring is a professional activity and to the presence of a sufficient number of functions performed by a mentor. The existence of this standard will radically change the attitude towards mentoring in organizations in the future (not only in educational ones) since recognition of the official status will allow mentors to feel their relevance, regulate the receipt of material benefits for the work performed, and also identify the qualification requirements for this type of activity.

Биография автора

Никита Андреевич Бабуркин, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, г. Смоленск

преподаватель кафедры естественных наук

Опубликован
2024-04-03
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования