Формирование профессиональной ответственности будущих специалистов как базисный регулятив успешности трудовой деятельности

Formation of professional responsibility of future specialists as a basic regulation of job success

  • Любовь Геннадьевна Пак ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Ключевые слова: профессиональная ответственность, будущие специалисты, современный рынок труда, рискогенность социума, трудовая деятельность, трудовые функции и действия, традиционные российские духовно-нравственные ценности, нравственные императивы жизнедеятельности, прогнозирование образа профессионального будущего

Аннотация

В статье актуализирована проблема поиска новых путей формирования профессиональной ответственности будущих специалистов в системе высшего образования. Определены проявления растущих тенденций ослабления чувства ответственности выпускников вуза «за» и «перед» кем-либо, порождающие негативные тенденции в нравственном становлении будущих профессионалов.  Раскрыты основные пути минимизации данных рискогенных областей жизнедеятельности молодых людей путем целенаправленной организации процесса формирования профессиональной ответственности будущих специалистов, переориентированном на новые ценности экономической и социальной реальности, соотнесенные с традиционными российскими духовно-нравственными и культурно-историческими ценностями. Дана авторская трактовка понятия «профессиональная ответственность будущих специалистов» и отражены основные содержательные характеристики процесса ее формирования. Охарактеризованы основные положения, определяющие оптимальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов как базисного регулятива успешности трудовой деятельности с позиции: а) «взращивания» жизнеспособности современных выпускников вуза; б) выстраивания логики динамически развивающегося изучаемого процесса в субъектном, культурном и деятельностных контекстах; в) развития качеств студентов, отражающих социально-ответственное и ценностное отношение к трудовой сфере, окружающим людям, себе, черты характера; в) усиления механизма регуляции поведения в условиях управляемого автономного обучения в аспекте направленности на прогнозируемое профессиональное будущее; г) развития умений выстраивания конструктивных коммуникационных моделей с окружающими людьми; д) использования интерактивных форм и методов профессионально и нравственно ориентированной направленности.

The article views the problem of finding new ways to form the professional responsibility of future specialists in the higher education system. The growing tendencies of weakening the sense of responsibility of university graduates "for" and "to" someone, generating negative tendencies in the moral formation of future professionals are determined. The main ways of minimizing these risky areas of young people’s life are disclosed by purposefully organizing the process of forming professional responsibility of future specialists, reoriented to new values of economic and social reality, correlated with traditional Russian spiritual, moral and cultural and historical values. The author's interpretation of the concept of “professional responsibility of future specialists” is given and the main meaningful characteristics of the process of its formation are reflected. The main provisions defining the optimality of professional responsibility of future specialists’ formation as the basic regulation of the success of labor activity from the position of: a) “nurturing” the viability of modern graduates of the university; b) building the logic of the dynamically developing studied process in subject, cultural and activity contexts; c) the development of students’ qualities of reflecting the socially responsible and value attitude towards the labor sphere, surrounding people, themselves, character traits; c) strengthening the mechanism for regulating behavior in the context of managed autonomous training in terms of focusing on the predicted professional future; d) development of skills of building constructive communication models with people around; e) the use of interactive forms and methods of a professionally and morally oriented orientation.

Биография автора

Любовь Геннадьевна Пак, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и социологии

Опубликован
2024-04-03
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования