Потенциал образовательного сообщества в рамках обучения «базовому русскому языку»

Potential of the educational community while teaching “basic Russian language”

  • Хуэйпин Чжу ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
  • Юлия Николаевна Галагузова ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
Ключевые слова: образовательное сообщество, занятия по русскому языку, синергия преподавания и самостоятельного обучения, взаимодействие субъектов образовательного процесса, курс «Базовый русский язык»

Аннотация

В информационную эпоху способность к самостоятельному обучению и сотрудничеству является необходимыми навыками студентов. Создание образовательного сообщества является одним из путей для развития этих навыков. В статье рассматривается становление и развитие понятия «образовательное сообщество», выделяются его ключевые характеристики: группа, состоящая из преподавателей и учащихся; использование специальных средств обучения; интерактивность взаимодействия; нацеленность на совместное решение учебных задач посредством переговоров, диалога, обмена мнениями; совместное использование различных учебных ресурсов. В статье рассматривается специфика построения курса «Базовый русский язык» в китайском вузе; обосновывается необходимость создания образовательного сообщества; выделяются преимущества реализации данного курса в рамках образовательного сообщества в отличие от традиционной модели обучения: описываются способы активизации учебной мотивации студентов; определяются формы интеграции учебной и внеучебной деятельности; описываются результаты в овладении студентами как языковыми, так и межкультурными компетенциями. На примере темы «Русская и китайская кухня» выделяются этапы обучения. Предлагаются методы для обеспечения синергии аудиторного занятия и внеаудиторной работой, офлайн и онлайн работ, синхронным и асинхронным общением, а также реализация многомерного взаимодействия между русскими и китайскими студентами и преподавателями. На основе проведенного исследования, в котором участвовали студенты Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии и Уральского государственного педагогического университета подтверждается результативность обучения китайских студентов русскому языку в рамках образовательного сообщества, что обогащает методику профессионального иноязычного образования.

Nowadays, the ability to learn independently and collaborate are essential skills for students. Creating an educational community is one way to develop these skills. The article examines the formation and development of the concept of “educational community”, highlights its key characteristics: a group consisting of teachers and students; the use of special learning tools; interactivity of interaction; focus on joint solution of educational tasks through negotiations, dialogue, exchange of views; sharing of various educational resources. The article examines the specifics of the construction of the course “Basic Russian language” in a Chinese university; substantiates the necessity to create an educational community; highlights the advantages of implementing this course within the educational community in contrast to the traditional learning model: describes ways to activate the educational motivation of students; defines the forms of integration of educational  and extracurricular activities; the results of students' mastery of both linguistic and intercultural competencies are described. The stages of learning are highlighted using the example of the topic “Russian and Chinese cuisine”. Methods are proposed to ensure the synergy of classroom and extracurricular work, offline and online work, synchronous and asynchronous communication as well as the implementation of multidimensional interaction between Russian and Chinese students and teachers. The effectiveness of teaching Russian to Chinese students is confirmed due to the research attended by students of the Manchurian Institute of the University of Inner Mongolia and the Ural State Pedagogical University which enriches the methodology of professional foreign language education.

Биографии авторов

Хуэйпин Чжу, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

аспирант кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук

Юлия Николаевна Галагузова, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук, профессор кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук

Опубликован
2024-04-03
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования