Картина мира детей дошкольного возраста: понятийно-структурный анализ
Preschoolers’ picture of the world: conceptual and structural analysis
Аннотация
Статья посвящена теоретическому осмыслению существующих в философии, психологии и педагогике точек зрения на трактовку понятия «картина мира детей дошкольного возраста» и его структуру. Современные реалии, технологический прогресс влияют на систему взаимоотношений индивида с миром, что приводит к изменению и трансформации его мировоззрения, мировосприятия. Данные процессы, в первую очередь, влияют и на формирование картины мира ребёнка, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим необходимо исследование сущности и содержания понятия «картина мира».
В статье представлена понятийно-структурная модель термина «картина мира детей дошкольного возраста». Выделены сущностные характеристики данного понятия: включает представления о себе, совокупности предметов, объектов, явлений, событий природного и социального мира; формируется под влиянием эстетического, эмоционального и ценностного отношения; отражает в сознании ребёнка свойства и связи окружающего мира. Результаты проведенного понятийно-структурного анализа могут составить основу для дальнейшей разработки модели процесса формирования целостной картины мира детей старшего дошкольного возраста.
The article is devoted to the theoretical understanding of the points of view existing in philosophy, psychology and pedagogy on the interpretation of the concept of “picture of the world of preschool children” and its structure. Modern realities, technological progress affect the system of relations between an individual and the world which leads to a change and transformation of his worldview. These processes affect the formation of child's picture of the world, starting from preschool age. In this regard, it is necessary to study the essence and content of the concept “picture of the world”.
The article presents a conceptual and structural model of the term “preschoolers’ picture of the world”. The essential characteristics of this concept are highlighted: it includes ideas about oneself, a set of objects, objects, phenomena, events of the natural and social world; formed under the influence of aesthetic, emotional and value attitudes; reflects in the mind of the child the properties and connections of the surrounding world. The results of the conceptual and structural analysis can form the basis for the further development of a model of the process of forming a holistic picture of the world of older preschool children.