Ценностные основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях

The value bases of the pedagogical concept of the formation of adolescents’ civil identity in children's public associations

  • Никита Валерьевич Сафин Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Оренбург
Ключевые слова: рискогенность, современного социума, кризис идентичности, подростки, гражданская идентичность, детские общественные объединения, педагогическая концепция, традиционные российские духовно-нравственные ценности, ценностные основания и нравственные императивы жизнедеятельности, гражданская позиция, патриотизм

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации содержания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях с позиции анализа ее ценностных оснований. Выявлены и охарактеризованы следующие ценностные основания авторской концепции: а) рассмотрение подростков как ценностного ресурса прогрессивного развития страны в будущем, укрепления российской государственности, обеспечения общественной безопасности, а также жизнестойкого поколения, способного противостоять рискогенным условиям социума; б) приоритет ценностно-смысловой составляющей развития у подростков чувства принадлежности к культурному богатству российской цивилизации, многонациональному народу, языку, осознания значимости единства и солидарности всех и каждого в судьбе России; в) ценностно персональный смысл группового членства в детских общественных объединениях как особого самоорганизующегося, самоуправляемого, гибкого и открытого детско-взрослого сообщества в аспекте популяризации образцов нравственности, духовности, общинного коллективизма, социальной ответственности, гражданственности, гуманизма; г) смысловой ориентир деятельности детских общественных объединений на достижение общественного идеала молодого гражданина России будущего, отражающего обобщенный комплекс требований к личностным характеристикам и поведенческим моделям подростков с учетом следования традиционным российским духовно-нравственным ценностям и действования для пользы своей страны.

The article discusses the development and implementation of the pedagogical concept of the formation of adolescents’ civil identity in children's public associations from the standpoint of value bases. The following value foundations of the author's concept were identified and characterized: a) consideration of adolescents as a value resource for the progressive development of the country in the future, strengthening Russian statehood, ensuring public safety as well as a resilient generation capable of resisting the risky conditions of society; b) the priority of the value-semantic component of the development of adolescents' sense of belonging to the cultural wealth of Russian civilization, multinational people, language, awareness of the importance of the unity and solidarity of everyone and everyone in the fate of Russia; c) the valuable personal meaning of group membership in children's public associations as a special self-organizing, self-governing, flexible and open child-adult community in terms of popularizing samples of morality, spirituality, community collectivism, social responsibility, citizenship, humanism; d) the semantic orientation of the activities of children's public associations to achieve the social ideal of a young citizen of Russia of the future reflecting a generalized set of requirements for personal characteristics and behavioral models of adolescents, taking into account the observance of traditional Russian spiritual and moral values and actions for the benefit of their country.

Биография автора

Никита Валерьевич Сафин, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Оренбург

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления

Опубликован
2024-07-04
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания