Модель развития эмоционального интеллекта студентов педагогического вуза в процессе художественных коммуникаций

Model for emotional intelligence development of pedagogical university students in artistic communication process

  • Елена Владимировна Малицкая ФГБОУ «Азовский государственный педагогический университет», г. Бердянск
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эстетические эмоции, рефлексия, художественная коммуникация, творческая деятельность, модель развития эмоционального интеллекта

Аннотация

Статья акцентирует внимание на том, что развитый эмоциональный интеллект в современных реалиях является фактором эффективной адаптации индивида в окружающей действительности и способствует психологическому благополучию человека. Представлен теоретический анализ исследований, посвященных изучению эмоционального интеллекта как важнейшего психологического конструкта в структуре личности. Проанализированы современные теории эстетических эмоций, рассмотрена их специфика как «особых» эмоций. Раскрыта роль эстетических эмоций как ведущих предпосылок образования, формирования и особенностей проявлений эмоционального интеллекта личности. Обоснована роль художественных коммуникаций как ведущего фактора возникновения и развития эстетических эмоций личности. Изучены аспекты развития эмоционального интеллекта личности в процессе художественных коммуникаций. В статье представлена структура модели развития эмоционального интеллекта студентов педагогического вуза, а также авторское видение подходов к организации и реализации художественных коммуникаций, способствующих эффективному развитию эмоционального интеллекта обучающихся.

The article indicates that developed emotional intelligence in modern conditions is a factor of effective adaptation of a person to reality. It also contributes to a person's psychological well-being. The article presents a theoretical analysis of research devoted to the study of emotional intelligence as a leading psychological construct in the structure of personality. Modern theories of aesthetic emotions are analyzed, their specificity is considered as “special” emotions. The role of aesthetic emotions as the leading prerequisites for education, formation and features of manifestations of emotional intelligence of a personality is revealed. The individual psychological characteristics of personality which are predictors of the formation of human emotional intelligence, are characterized. The aspects of the development of emotional intelligence of a person in the process of artistic communication are studied. The role of artistic communications as a leading factor in the emergence and development of aesthetic emotions of a personality is substantiated.

Биография автора

Елена Владимировна Малицкая, ФГБОУ «Азовский государственный педагогический университет», г. Бердянск

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и эстетического образования

Опубликован
2024-07-04
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования