Применение пиктограмм в образовательном процессе по развитию лексики дошкольников с нарушениями речи

The use of pictograms in the educational process for the vocabulary development of preschoolers with speech disorders

  • Олеся Владимировна Курушина ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону
Ключевые слова: дошкольники, учитель-логопед, общее недоразвитие речи, пиктограмма, пиктографический код, технология, система, программа, коррекция, развитие

Аннотация

Данная статья ориентирована на изучение и актуализацию вопросов речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих проблемы организации речевой деятельности вследствие органической неврологической этиологии и симптоматики. Основной акцент отводится рассмотрению особенностей формирования активного и пассивного словаря детей с патологиями развития речевой сферы. Подчеркивается, что изучению особенностей лексики придается большое значение не только в отношении детей с нормой развития, но и большей частью актуализируется значимость работы в данном направлении с дошкольниками с речевой патологией. Приводится теоретический обзор лексического развития дошкольников, отмечен вклад отечественных ученых теории и практики логопедии в исследуемое проблемное поле. В рамках данного исследования представляет особый интерес изучение позиций ученых и практических работников сферы дефектологического образования по вопросам применения пиктограмма в работе над улучшением лексической стороны дошкольников. Описана поэтапность логопедической коррекции в рамках экспериментального исследования, направленного на развитие умений и навыков детей оперировать лексическими категориями с включением метода наглядности, а именно тематических пиктограмм и пиктографического кода. Доказана эффективность внедренного содержания работы учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности.

This article is aimed at studying and updating the issues of speech development of preschool children with speech disorders due to organic neurological etiology and symptoms. The main emphasis is given to the consideration of the features of the formation of active and passive vocabulary of children with speech disorders. It is emphasized that the study of vocabulary features is given great importance not only in relation to children with developmental disabilities but the importance of working with preschoolers with speech disorders is actualized. A theoretical review of the lexical development of preschoolers. The author emphasizes the contribution of Russian scientists to the problem under study. The particular interest is paid to the positions of scientists and practitioners in the field of defectological education to the use of pictograms in working to improve the vocabulary of preschoolers. The phasing of speech therapy correction is described in experimental study aimed at developing children's skills and abilities to operate with lexical categories with the inclusion of a method of visualization, namely thematic pictograms and pictographic code. The effectiveness of the implemented content of the work of a speech therapist teacher with children of a compensatory orientation group has been proved.

Биография автора

Олеся Владимировна Курушина, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

Опубликован
2024-10-21
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания