Педагогические условия формирования готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли к преодолению производственных рисков

Pedagogical conditions for the formation of the readiness of future oil and gas industry workers to overcome production risks

  • Таисия Владимировна Данилова ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Ключевые слова: профессиональная готовность, ситуации производственного риска, готовность будущих рабочих к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли, педагогические условия, актуализация знаний и трудовых действий

Аннотация

Необходимость изучения готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли к преодолению производственных рисков обусловлена наличием негативных факторов в предстоящей профессиональной деятельности. Формирование данного качества осуществляется в профессиональных образовательных организациях, а его результативность обеспечивается реализацией педагогических условий. Целью статьи является обоснование и апробация одного из педагогических условий, способствующих результативному формированию готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли к преодолению производственных рисков.

Основу данной готовности как интегративного качества личности составляют знания и трудовые действия, необходимые для безопасной профессиональной деятельности. Результативность формирования рассматриваемого качества обеспечивается педагогическими условиями в процессе профессиональной подготовки: актуализация знаний и трудовых действий обучающихся включением в содержание учебных дисциплин рискологического контекста; освоение безопасных действий рабочих методами контекстного обучения; приобретение опыта самоконтроля производственной безопасности в педагогическом мониторинге. В статье автором обосновано первое педагогическое условие и реализовано в процессе профессиональной подготовки в колледже в изучении дисциплин «Промышленная безопасность», «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Основы оказания первой помощи пострадавшим на производстве». Представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающие результативность данного условия в освоении знаний как элемента готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли к преодолению производственных рисков.

Научная новизна статьи состоит в определении ключевого педагогического условия, обеспечивающего формирование рассматриваемого качества: актуализация знаний и трудовых действий обучающихся включением в содержание учебных дисциплин рискологического контекста. Характеристика готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли к преодолению производственных рисков как интегративного качества личности и выделение неотъемлемых элементов его содержания: знаний и трудовых действий, - составляют теоретическую значимость статьи. Практическая значимость заключается в возможности применения представленного рискологического контекста учебных дисциплин в разработке образовательных программ подготовки будущих рабочих в колледже.

The need to study the readiness of future oil and gas industry workers to overcome production risks is due to the presence of negative factors in their upcoming professional activities. The formation of this quality is carried out in professional educational organizations and its effectiveness is ensured by the implementation of pedagogical conditions. The purpose of the article is to substantiate and test one of the pedagogical conditions that contribute to the effective formation of the readiness of future oil and gas industry workers to overcome production risks.

The basis of this readiness as an integrative quality of personality is knowledge and labor actions necessary for safe professional activity. The effectiveness of this quality formation is ensured by pedagogical conditions in the process of professional training: updating the knowledge and labor actions of students by including a risk-based context in the content of educational disciplines; mastering safe actions of workers using contextual learning methods; gaining experience in self-control of industrial safety in pedagogical monitoring. The author substantiates the first pedagogical condition and implements it in study the disciplines “Industrial safety”, “Labor Protection”, “Environmental protection”, “Fundamentals of first aid to injured at work” at the college. The effectiveness of this condition in the development of knowledge as an element of the readiness of future oil and gas industry workers to overcome the production risks is proved with the experiment.

The scientific novelty of the article is to determine the key pedagogical condition that ensures the formation of the quality under consideration: updating the knowledge and labor actions of students including a risk-based context in the academic disciplines content. The characterization of the readiness of future oil and gas industry workers to overcome production risks as an integrative quality of personality and the allocation of integral elements of its content: knowledge and labor actions constitute the theoretical significance of the article. The practical significance lies in the possibility of applying the presented risk-based context of academic disciplines in the development of educational programs for the training of future workers in college.

Биография автора

Таисия Владимировна Данилова, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики

Опубликован
2024-10-21
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования