Современные проблемы этико-правового регулирования деятельности школьных психологов

Modern problems of ethical and legal regulation of school psychologists

  • Будякова Татьяна Петровна ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» г. Елец
Ключевые слова: школьный психолог, диагностика, психокоррекция, индивидуально-психологические особенности, психологическое здоровье, этика, честь и достоинство, частная жизнь, school psychologist, diagnostics, psychocorrection, individual psychological characteristics, psychological health, ethics, honor and dignity, private life

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы этико-правового регулирования профессиональной деятельности школьного психолога. Обосновывается, что при диагностическом обследовании и коррекционной работе психолога могут нарушаться права школьника на честь и достоинство, доброе имя, неприкосновенность частной жизни. Доказывается, что требуется соблюдение этики при использовании в учебно-воспитательном процессе школы данных об индивидуальных особенностях школьника, полученных в результате психодиагностики. Приводится зарубежный опыт учета прав и интересов школьников при организации психологических исследований. Нарушение права школьника на охрану здоровья при осуществлении профессиональной деятельности школьного психолога является дискуссионным и должно быть предметом дальнейшего изучения. Предлагается оценивать вред, причиненный школьнику от непрофессионально выполненной работы психологом, в зависимости от степени переживания им нравственных страданий. Утверждается, что в таких случаях самым тяжелым последствием для психики ребенка могут быть пограничные психические расстройства. Внедрение в практику работы школьного психолога новых методик требует предварительной оценки их вредоносности для личности, что будет выполнять функцию защиты психологического здоровья школьников.

Abstract: The article deals with the issues of ethical and legal regulation of the professional activity of the school psychologist. It is substantiated, that at diagnostic survey and correctional work of the psychologist the rights of the schoolboy on honor and advantage, a good name, inviolability of a private life can be broken. It is proved that ethics are required when using the school's data on the individual characteristics of the schoolchild obtained as a result of psychodiagnostics in the school's educational process. The foreign experience of the registration of the rights and interests of schoolchildren in the organization of psychological research is given. Violation of the right of a schoolboy to health care in the conduct of the professional activities of a school psychologist is debatable and should be the subject of further study. It is proposed to assess the harm caused to a student from an unprofessionally performed work by a psychologist, depending on the degree of emotional suffering experienced by him. It is alleged that in such cases, the most severe consequence for the child's psyche may be borderline mental disorders. The introduction of new methods into the practice of the school psychologist requires a preliminary assessment of their harmfulness to the individual, which will perform the function of protecting the psychological health of schoolchildren.

Биография автора

Будякова Татьяна Петровна, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» г. Елец

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и психофизиологии

Опубликован
2019-04-04
Раздел
5.3. Психология