Системно-деятельностный подход к формированию готовности обучающихся к инновационной деятельности
System-activity approach to the formation of students' readiness for innovation activity
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования инновационной деятельности обучающихся, приобретающая всё большую актуальность. Это связано с инновационным развитием экономики и производства, что требует от современного выпускника высокого уровня готовности к восприятию и производству инноваций. Автором подчёркивается необходимость создание условий для формирования активной инновационной позиции выпускника, что оказывается более эффективным в рамках системно-деятельностного подхода, когда обучающийся выступает в качестве активного участника инновационных процессов. Основы инновационного поведения и инновационной деятельности формируются благодаря возможности не пассивно усваивать знания, а проявлять самостоятельность мышления, анализировать, строить гипотезы и отстаивать свою точку зрения, создавая инновационные продукты. При этом, подчёркивается, что согласно структуре деятельности происходит формирование всех её компонентов: целей, мотивов, ключевых действий и операций, действий контроля и оценки. В результате сформулирован ряд положений применения системно-деятельностного подхода к разработке проблемы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности.
Abstract: The article deals with the problem of the formation of students' innovation activity, which is becoming increasingly important. This is connected with the innovative development of the economy and production, which requires a modern graduate of a high level of readiness for perception and production of innovations. The author emphasizes the necessity to create the conditions for the formation of an active innovation position of a graduate, which turns out to be a more effective part of the system-activity approach when the student acts as an active participant in the innovation processes. The fundamentals of innovative behavior and innovation activity are formed due to the possibility not to assimilate knowledge passively, but to show independent thinking, analyze, build hypotheses and defend one's point of view, creating innovative products. At the same time, it is emphasized that according to the structure of activity, all its components are formed: goals, motives, basic actions and operations, actions of monitoring and assessment. As a result, a number of theses have been formulated for the application of a system-activity approach to the development of the problem of forming students' readiness for innovation.