Альянс М. Горького и А. Макаренко по формированию гражданственности в детских исправительных учреждениях (1920–1928 гг.)

M. Gorky and A. Makarenko's alliance on formation of civic consciousness in child care correctional facilities (1920-1928)

  • Наталья Семеновна Гуськова ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск
Ключевые слова: беспризорники, правонарушители, колония им. М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, педагогическая система А.С. Макаренко, горьковская концепция Человека, «Несвоевременные мысли», НЭП, форсированная индустриализация, Главлит, союз советских писателей (ССП), homeless children, offenders, colony of M. Gorky, the commune of F.E. Dzerzhinsky, the pedagogical system of A.S. Makarenko, the Gorky concept of the Person, «Untimely thoughts», the New Economic Policy, the forced industrialization, Glavlit, the union of the Soviet writers (USW)

Аннотация

Проблема, заявленная в статье, обусловлена неравнозначной оценкой деятельности и М. Горького и А. Макаренко современными исследователями, а также востребованностью формирования гражданственности и патриотизма в постсоветской России.

В качестве источников в статье используются воспоминания А.С. Макаренко о писателе и письма, адресованные друг другу, обращенные, в том числе и к колонистам.

Их сравнительный анализ, включая биографии, позволил выявить ключевую роль горьковской концепции Человека в сложившемся альянсе писателя и педагога, а также в педагогической практике в детских исправительных учреждениях. Сила примера биографии М. Горького и героев его произведений рождали инициативу, творчество, любовь к труду и новые отношения в меняющихся исторических условиях. Успех воплощения концепции Человека обеспечил наставничество колонии в 1925–1928 гг. и литературное шефство писателя над педагогом.

AbstractThe problem viewed in the article is due to the unequal assessment of the activities of M. Gorky and A. Makarenko by modern researchers, as well as the relevance of the formation of citizenship and patriotism in post-Soviet Russia.

The sources used in the article are memories of A.S. Makarenko about the writer and letters addressed to each other, addressed also to the colonists.

Their comparative analysis, including biographies, made it possible to identify the main role of Gorky's concept of Man in the current alliance of the writer and the teacher, as well as in teaching practice in children's correctional institutions. The power of the example of M. Gorky’s biography and the heroes of his works gave rise to initiative, creativity, love of work and new relations in changing historical conditions. The success of the implementation of the concept of Man provided mentorship to the colony in 1925–1928 and the literary patronage of the writer on the teacher.

Биография автора

Наталья Семеновна Гуськова, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории

Опубликован
2019-04-04
Раздел
5.6. История