Жизнестойкость как фактор предупреждения антивитального поведения учащихся

Resilience as a factor in the prevention anti-vital student behavior

  • Майя Алексеевна Забоева ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
  • Наталья Александровна Каратаева ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, антивитальное поведение, resilience, involvement, control, risk taking, anti-vital behavior

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования жизнестойкости личности в аспекте ее взаимосвязи с антивитальным поведением учащихся. Оптимальный уровень развития жизнестойкости личности может рассматриваться как условие профилактики саморазрушающего поведения. Авторами раскрыты понятие «жизнестойкость личности», ее структура, представленная тремя компонентами: вовлеченность, контроль, принятие риска; детерминанты, обуславливающие развитие жизнестойкости. Представлены результаты исследования уровня развития жизнестойкости студентов педагогического вуза, свидетельствующие о том, что с возрастом в структуре жизнестойкости личности увеличивается показатель вовлеченности и уменьшаются показатели контроля и принятия риска. Авторами также обоснована, установлена при помощи эмпирических методов исследования и подтверждена методами математической статистики взаимосвязь жизнестойкости с такими свойствами и качествами личности, как креативность, профессиональная идентичность, коммуникативные умения.

Abstract:

The article deals with the problem of formation of resilience of the individual in terms of its relationship with the anti-vital behavior of students. The optimal level of development of resilience can be considered as a condition for the prevention of self-destructive behavior. The authors reveal the concept of "resilience", its structure, represented by three components: involvement, control, risk taking; determinants, causing the development of resilience. The article presents the results of a study of the level of development of resilience of students of pedagogical high school, indicating that with age in the structure of the resilience of the individual increases the rate of involvement and decreases the indicators of control and risk taking. The authors also substantiated, established with the help of empirical research methods and confirmed by methods of mathematical statistics the relationship of vitality with such properties and qualities of the individual as creativity, professional identity, communication skills.

Биографии авторов

Майя Алексеевна Забоева, ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования

Наталья Александровна Каратаева, ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования

Опубликован
2019-06-28
Раздел
5.8. Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)