К вопросу о математической подготовке будущих учителей начальных классов

On the issue of mathematical training of future primary school teachers

  • Азатгуль Ахметовна Кдырбаева Казахский национальный педагогический университет им. Абая г. Алматы
Ключевые слова: учебная деятельность, профессиональная подготовка педагогов, образование, студент, аргументация, логика, числовые множества, элементы алгебры и геометрии, интеграция, учебный процесс, educational activity, professional training of teachers, education, student, argumentation, logic, numerical sets, elements of algebra and geometry, integration, educational process

Аннотация

В статье с позиций современной педагогической науки рассматривается роль и значение учебной дисциплины «Основы математики» для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Целью статьи является описание практического опыта реализации различных подходов к формированию предметно-теоретических компетенций у студентов, необходимых для изучения частно-методических дисциплин, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Проблемой исследования является выявление взаимосвязей между математикой и предметами гуманитарного цикла, решающими одну и ту же задачу социализации личности, развития функциональной грамотности человека для активной жизни в современном обществе.

В качестве основных методов изучения уровней усвоения студентами математических понятий, законов, логических и мыслительных операций выбраны анкетирование, устная беседа, ранжирование, наблюдение.

Курс «Основы математики» как специальная дисциплина начал активно разрабатываться в 80-е годы ХХ века в связи с открытием педагогических факультетов во всех вузах республики для профессиональной подготовки учителей начальных классов с высшим образованием. Поскольку эта дисциплина вводилась на 1 курсе, то те затруднения, которые многие учащиеся испытывали уже на первых неделях обучения, во многом объясняются тем, что фактические темпы и последовательность изложения, даже формально безупречного, оказываются в резком несоответствии с возможностями усвоения пройденного.

Для организации управления процессом обучения математике нами использовалась обобщенная модель обучения, содержащая инвариантную часть, устойчивую к различным условиям обучения, а также подвижную вариативную часть, в которой наиболее полно можно было учесть конкретные условия обучения и соответствующие механизмы умственных действий.

Практическое значение результатов заключается в определении содержания математической подготовки будущих учителей и способов ее реализации, осуществлении принципа межпредметных связей, что дает устойчивые положительные результаты роста основных показателей учебной деятельности, оптимизирует воспитательный процесс в вузе.

Abstract:

The article considers the role and the importance of the discipline "Fundamentals of Mathematics" for students studying in the specialty "Pedagogy and methods of primary education" from the standpoint of modern pedagogical science.

 The purpose of the article is to describe the practical experience of realization of different approaches to the formation of subject-oriented competencies among students, necessary for the study of private and methodological disciplines related to future professional activities.

The problem of the research is the identification of interrelations between mathematics and the subjects of the humanitarian cycle, which solve the same problem of socialization of a person, development of functional literacy of a person for active life in modern society.

As the main methods of studying the levels of students' mastering of mathematical concepts, laws, logical and thinking operations, we have chosen questionnaires, oral conversations, ranking and observation.

 The course "Fundamentals of Mathematics" as a special discipline began to be actively developed in the 80s of the twentieth century in connection with the opening of pedagogical schools in all higher education institutions of the republic for the professional training of primary school teachers with higher education. The discipline was introduced in the first year of study and the difficulties experienced by many students in the first few weeks of study are concerned with the fact that the actual pace and sequence of presentation, even if formally flawless, are in sharp contradiction with the ability to assimilate the material.

 In order to organize the management of the process of mathematics teaching we used a generalized model of teaching, containing an invariant part, resistant to different conditions of teaching, as well as a mobile variable part, in which it was possible to take into account the specific conditions of teaching and appropriate mechanisms of intellectual action.

The practical value of the results lies in determining the content of the mathematical training of future teachers and the ways of its realization, the realization of the principle of interdisciplinary connections, which gives steady positive results of growth of the main indicators of educational activity, optimizes the educational process in the university.

Биография автора

Азатгуль Ахметовна Кдырбаева, Казахский национальный педагогический университет им. Абая г. Алматы

кандидат физико-математических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального обучения

Опубликован
2019-06-28
Раздел
5.8. Педагогика