Влияние сказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

  • Евгения Валерьевна Ляпунова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
  • Ирина Анатольевна Тютюева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, связная речь, сказка, речевой дефект, развитие речи

Аннотация

В данной статье описываются результаты исследования уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проведенного по методикам: «Исследование связной речи с помощью серии заданий» В.П. Глухова, «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой, «Диагностика состояния связной речи» И.В. Прищеповой, С.В. Недоленко, адаптированных для детей дошкольного возраста. Предлагаются результаты формирующего эксперимента по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Развитие связной речи проводилось по специальной авторской психолого-логопедической программе с использованием сказок.  Данная психолого-логопедическая программа основана на а общепринятых принципах коррекционной работы, а также базировалась на теориях порождения речи Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского и др., концепции о структуре акта речевой деятельности А.А. Леонтьева, теории развития детской речи Н.В. Гавриш, а также на представлениях о структуре речевого дефекта Е.М Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Abstract:  This article describes the results of the study of the level of continuous speech in senior preschool children with speech disorders , which was done according to the methods: "The study of continuous speech using the series of tasks" V.P. Glukhova, "Diagnosis of oral speech" T.A. Fotekova, “Diagnostics of the state of continuous speech” I.V. Prishchepova, S.V. Nedolenko, adapted for preschool children. The results of a formative experiment on the development of continuous speech in senior preschool children with a general underdevelopment of speech of the third level are proposed. The development of continuous speech was carried out according to a special author's psychological and speech therapy program based on the fairy tales. This psycho-speech therapy program was based on the generally accepted principles of remedial work and was also based on the theories of speech generation by T.V. Akhutina, L.S. Vygotsky and others, the concept of the structure of the act of speech activity by A.A. Leontiev, theory of the development of children's speech by N.V. Gavrish, as well as on the ideas about the structure of the speech defect by E.M. Mastyukova, T.B. Filicheva, G.V. Chirkina.

Биографии авторов

Евгения Валерьевна Ляпунова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

магистрант 2 курса факультета коррекционной педагогики и психологии

Ирина Анатольевна Тютюева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии

Опубликован
2019-09-26
Раздел
5.3. Психология