Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности
Аннотация
В данной статье отражены результаты исследования особенности ценностей личности, смысложизненных ориентаций, уровни и виды ответственности, а также образ ответственного человека у современных подростков. В ходе исследования видов ответственности, мы установили, что у респондентов преобладает такой ее вид как «Нормативность». Смысложизненные ориентации у современных подростков достаточно сформированы, причем, у мальчиков уровень развития их выше, чем у девочек. Ведущими ценностями на уровне нормативных идеалов стали ценности «Самостоятельность», «Доброта» и «Универсализм». В профиле личности самыми значимыми оказались ценности «Гедонизм» и «Стимуляция». Сделан вывод о то, что общий показатель осмысленности жизни и локус контроля – жизнь, связаны с ценностью «Безопасность». Исследование образа ответственного человека продемонстрировало высокую самооценку подростков своей ответственности, при этом, несмотря на общую тенденцию оценивать ответственность как положительное качество, подростки, не склонны осуществлять это в конкретных действиях.
Abstract: This article reflects the results of the research of the peculiarities of personal values, life orientations, levels and types of responsibility, as well as the image of a responsible person in modern adolescents. During the research of the types of responsibility, we found that the respondents are dominated by its kind as "Normativity". Life orientations in modern adolescents are sufficiently formed and boys’ level of development is higher than girls’. The leading values at the level of normative ideals were the values "Independence", "Kindness" and "Universalism". "Hedonism" and "Stimulation" were the most significant. The conclusion has shown that the factor of the meaningfulness of life and the locus of control – life, associated with the value of "Security". The study of the image of a responsible person demonstrated a high self-esteem of adolescents of their responsibility, while despite the general tendency to assess responsibility as a positive quality; adolescents are not inclined to implement it in concrete actions.