Идентификация понятия неформальное образование в отечественной и зарубежной научной литературе

Identification of the concept of non-formal education in the domestic and foreign scientific literature

  • Кирилл Игоревич Есешкин ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: неформальное образование, непрерывное образование, формальное образование, информальное образование

Аннотация

В последнее десятилетие в российской и зарубежной науке активизировалось внимание к таким видам образования как неформальное и информальное в рамках идеи о непрерывном образовании «через всю жизнь». В статье поднимается проблема терминологической неоднозначности употребления в педагогических исследованиях понятия «неформальное образование». В качестве методов исследования был использован контент-анализ широкого круга отечественных научных публикаций, посвященных неформальному образованию, а также произведен сравнительный анализ понятия «неформальное образование» в отечественных и зарубежных научных трудах.

На основе анализа выявлены ключевые характеристики неформального образования, такие как: ориентированность на конкретные запросы потребителей, добровольность, доступность. Большинство отечественных ученых характеризуют его как организованный и зачастую системный вид образования. В конце статьи, с опорой на результаты исследования, дано авторское определение понятия «неформальное образование».

Abstract: In the last decade, Russian and foreign science has increased attention to such types of education as non-formal and informal in the framework of the idea of lifelong learning. The article raises the problem of terminological ambiguity of the use of the concept of "non-formal education" in pedagogical research. The content analysis of a wide range of domestic scientific publications devoted to non-formal education was used as research methods, as well as a comparative analysis of the concept of "non-formal education" in domestic and foreign scientific works.

Based on the analysis, the key characteristics of non-formal education, such as: focus on specific needs of consumers, voluntariness, accessibility. Most domestic scientists characterize it as an organized and often systematic type of education. At the end of the article, based on the results of the study, the author's definition of "non-formal education" is given.

Биография автора

Кирилл Игоревич Есешкин, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

аспирант кафедры педагогики

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.8. Педагогика