Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

The development of cultural identity in preschool children by means of oral folk art

  • Майя Алексеевна Забоева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: культура, культурная идентичность, дошкольник, ребенок, патриотизм, устное народное творчество, сказка

Аннотация

В статье рассматривается воспитательно-образовательный потенциал устного народного творчества как одного из средств развития культурной идентичности у детей дошкольного возраста. Автором обоснована актуальность обращения к обозначенной проблеме. Описаны возможности разных жанров устного народного творчества в приобщении ребенка к народной культуре. Особое внимание уделяется народной сказке, ее значению для нравственного развития дошкольника и становления его культурной идентичности. Являясь неотъемлемым спутником детства, сказка выступает как эффективное средство духовно-нравственного воспитания. В ней содержатся культурные образцы, нравственные идеалы народа, представления о нормах и правилах поведения, общения, семейного уклада. Увлекательная и образная форма сказки оказывает эмоциональное воздействие на ребенка и способствует успешному осуществлению процесса культурной идентификации.

Исследование проводилось в рамках гранта «Развитие культурной идентичности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к ценностям русской народной культуры» договор №55Н от 22.01.2019.

Abstract: The article considers the educational potential of oral folk art as one of the means of development of cultural identity in preschool children. The author substantiates the urgency of the problem. The possibilities of different genres of oral folk art in introducing a child to folk culture are described. Special attention is paid to the folk tale, its significance for the moral development of preschool children and the formation of their cultural identity. Being an integral companion of childhood, the fairy tale acts as an effective means of spiritual and moral education. It contains cultural samples, moral ideals of the people, ideas about the norms and rules of behavior, communication, family life. The fascinating and imaginative form of the fairy tale has an emotional impact on the child and contributes to the successful influence on the process of cultural identification.

The research was carried out in the context of the grant «Development of cultural identity in preschool children in the process of familiarizing with the values of Russian folk culture» contract No. 55N dated 22.01.2019.

Биография автора

Майя Алексеевна Забоева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.8. Педагогика