Опорные сигналы – средство развития умений смыслового чтения текстов на уроках окружающего мира

Support signals as the means of developing semantic reading skills of the texts in Science lessons

  • Светлана Михайловна Подъянова ООО «Территория детства»
Ключевые слова: опорные сигналы, читательская грамотность, смысловое чтение, стратегии смыслового чтения

Аннотация

В статье раскрывается проблема читательской грамотности учащихся современной школы на основе анализов международных тестов PISA. Обосновывается необходимость обучения детей смысловому чтению текстов разных жанров на уроках окружающего мира. Раскрываются подходы к применению опорных сигналов с целью повышения уровня развития смыслового чтения текстов разных видов. Рассматриваются различные определения понятий смыслового чтения, цели смыслового чтения, классификация тестов и подходы к формированию стратегий смыслового чтения. В статье предприняты попытки уточнения определений опорных сигналов, опорных листов и опорных конспектов. Особое внимание уделено рассмотрению методики составления опорных конспектов с помощью опорных сигналов на примере технологии известного математика В.Ф. Шаталова.

Abstract: The article deals with the reading literacy of modern school students based on the analysis of international PISA tests. The necessity of teaching children semantic reading of texts of different genres in the Science lessons is substantiated. Approaches to the use of support signals in order to increase the level of development of semantic reading of texts of different types are viewed. Various definitions of semantic reading concepts, goals of semantic reading, classification of tests and approaches to formation of semantic reading strategies are considered. The article attempts to clarify the definitions of support signals, support sheets and support notes. Special attention is paid to the consideration of the methodology of drawing up support notes using support signals on the example of the technology of the famous mathematician V.F. Shatalov.

Биография автора

Светлана Михайловна Подъянова, ООО «Территория детства»

кандидат педагогических наук, генеральный директор

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.8. Педагогика