Генезис толерантности участников образовательного процесса в системе инклюзивного образования

Genesis of formation of tolerance of participants of educational process in the system of inclusive education

  • Ирина Николаевна Селезнёва УО «Витебского государственного университета имени П. М. Машерова», г. Витебск
Ключевые слова: толерантность, толерантность к детям с особыми образовательными потребностями, инклюзия, инклюзивное образование, онтогенетическое развитие, дети с особыми образовательными потребностями

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования толерантности как личностно – профессионального качества на основных этапах развития онтогенеза человека. Особое внимание автор уделяет психологическим детерминантам, которые определяют эффективность процесса формирования толерантности к детям с особыми образовательными потребностями. В результате теоретико-методологического анализа было выявлено, что развитие толерантности, как индивидуального свойства личности, происходит на протяжении всего онтогенеза человека. Важную роль в формировании толерантной позиции у участников педагогического взаимодействия в системе инклюзивного образования играет личность педагога. Выбор методов и средств обусловлен онтогенетическим периодом развития личности и должен учитывать психологические свойства каждого, ведущую деятельность периода и социальную ситуацию развития. Автором представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности участников педагогического процесса в разный период онтогенетического развития.

Abstract: In article questions of formation of tolerance are considered as it is personal – professional quality at the main stages of development of ontogenesis of the person. The author pays special attention to psychological determinants which define efficiency of process of formation of tolerance to children with special educational needs. As a result of the teoretiko-methodological analysis it was revealed that formation of tolerance, as well as any other quality of the personality, begins in the early childhood and proceeds during all human life. An important role in formation of a tolerant position at participants of pedagogical interaction in the system of inclusive education is played by the identity of the teacher. The choice of methods and means is caused by the ontogenetichesky period of personal development and has to consider psychological properties of everyone, the leading activity of the period and a social situation of development. The author presents the results of an empirical study of the level of tolerance of participants in the pedagogical process in different periods of ontogenetic development.

Биография автора

Ирина Николаевна Селезнёва, УО «Витебского государственного университета имени П. М. Машерова», г. Витебск

аспирант кафедры прикладной психологии

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.3. Психология