Использование когнитивного инструментария как средства формирования ком-муникативной компетенции обучающихся неязыковых направлений подготовки

Cognitive learning toolkit in the formation of a foreign language competence of students studying non-linguistic courses

  • Елена Юрьевна Камышева ФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет", г. Москва
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, когнитивный инструментарий, интеллект-карта, графическая схема, знания

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых направлений как необходимого компонента их профессиональной подготовки. Описаны методологические подходы формирования иноязычной коммуникативной компетенции: системный, когнитивный, компетентностно-деятельснтный. Представлено теоретическое описание когнитивного инструментария как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрены сущность когнитивного инструментария, определены его структурные графические элементы в виде интеллект карт, выделены основные общедидактические принципы реализации в образовательном процессе (принцип визуализации, активности, управления знаниями, интерактивности, соревновательности, контекстной обусловленности),  позволяющие эффективно организовывать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, описаны этапы применения данного инструментария в образовательной среде в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции (диагностический, теоретико-когнитивный, процессуальный, рефлексивный), выявлен преимущества использования интеллект карт в образовательном процессе.

Abstract: The article discusses the significance of the foreign language communicative competence formation of students studying non-linguistic courses. The theoretical approaches to the formation of a foreign language communicative competence (system approach, cognitive approach, competence and activity oriented approach) as a necessary component of the students’ professional training have been described in detail. The cognitive learning toolkit as a means of the foreign language communicative competence formation has been theoretically interpreted. The essence of cognitive learning toolkit has been clarified. Moreover, the author has focused on the mind maps as a structural component of the cognitive learning toolkit and the core pedagogical principles of the cognitive learning toolkit implementation in the educational process. The principles of visualization, interactivity, competition, knowledge management, the activity and issue oriented principles allow the teacher to form the foreign language communicative competence in effective way. In addition, the main stages of using the learning toolkit in the educational environment such as the diagnostic, cognitive, activity-oriented and reflexive stages aimed at forming the foreign language communicative competence of the students have been shown. As a result, the theoretical and practical advantages of the cognitive learning toolkit in the educational process were emphasized.

Биография автора

Елена Юрьевна Камышева, ФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет", г. Москва

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международных отношений историко-архивного института

Опубликован
2020-03-28