Особенности проявления виктимности у подростков в разных сферах общения

Features of victimhood in adolescents in different spheres of communication

  • Инна Викторовна Шматкова УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, общение, подростковый возраст, субъектность

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления виктимности у подростков в разных сферах общения: с педагогами, родителями и сверстниками. В исследовании использовалась авторская проективная методика «Ситуации фрустрации», позволившая выявить способы реагирования подростков в затруднительных ситуаций трех видов: ситуации несправедливости, ситуации проявления негативных эмоций со стороны других людей и ситуации неуспеха. Результаты исследования показали, что наибольшим виктимогенным потенциалом для подростков обладают ситуации неуспеха и ситуации демонстрации негативных эмоций со стороны партнера в общении с педагогами. Однако в отношениях с родителями и сверстниками риски закрепления виктимных форм поведения также высоки. Использование субъектных способов реагирования, являющихся альтернативой виктимным, наблюдалось в разных ситуациях фрустрации не более, чем у трети подростков.

Abstract: The article presents the results of empirical research on the characteristics of victimhood in adolescents in different spheres of communication: with teachers, parents and peers. The study used the author's projective technique "Situations of frustration" which allowed identifying ways of responding to teenagers in difficult situations of three kinds: situations of injustice, situations of negative emotions on the part of other people and situations of failure. The results of the study showed that the greatest victim potential for adolescents have situations of failure and situations of showing negative emotions on the part of the partner in communication with teachers. However, in relationships with parents and peers, the risks of perpetuating victimized behaviours are also high. The use of subjective responses, which are an alternative to victimized, was observed in different situations of frustration in no more than a third of adolescents.

Биография автора

Инна Викторовна Шматкова, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Опубликован
2020-03-28