Совершенствование вузовской методики преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» через развитие внутренней речи

The improvement of the university methodology for teaching the discipline “Russian lan-guage and culture of speech” through the development of inner speech

  • Виктор Викторович Гаврилов БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут
Ключевые слова: социализация, коммуникация, речь, внутренний план действий, интериоризация, внутренняя речь, когниция, речевая деятельность

Аннотация

Статья раскрывает содержание понятий «внутренняя речь», «интериоризация», «внутренний план действий», которые в настоящее время достаточно изучены в психологии, однако редко используются при разработке методики развития речи, тем более – студентов вуза. Автор предлагает в рамках когнитивно-деятельностного подхода обновить содержание, формы и методы организации учебной деятельности. Критерием успешности обучения станет переход выпускника на более высокий уровень развития внутреннего плана действия (Я.А. Пономарев). Студенты вуза, будучи замотивированы, окажутся способны просчитывать речевые ситуации, выбирать оптимальные решения для той или иной (уже реальной) коммуникативной задачи, что в свою очередь послужит их успешной социализации и профессионализации.

Abstract: The article explains the content of the concepts “inner speech”, “interiorization”, “internal plan of action” which are currently sufficiently studied in psychology but are rarely used in the development of methods for the development of speech especially for university students. The author suggests updating the content, forms and methods of organizing educational activities within the framework of the cognitive-activity approach. The criterion for the success of training will be the graduate's transition to a higher level of development of the internal plan of action (Ya.A. Ponomarev). University students, being motivated, will be able to calculate speech situations, choose optimal solutions for one or another (already real) communicative task which in turn will serve for their successful socialization and professionalization.

Биография автора

Виктор Викторович Гаврилов, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики

Опубликован
2020-09-30