Представления о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего и специального образования

Representations about a child with special psychophysical development by teachers of general secondary and special education

  • Наталья Викторовна Былинская УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь
  • Надежда Ивановна Селех УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь
Ключевые слова: представления о ребенке, метод свободного описания, факторный анализ, фактор, категория, конструкт

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у педагогов общего среднего и специального образования методами свободного описания с последующей обработкой данных посредством контент-анализа и факторного анализа. Итогом исследования стало выделение и описание независимых факторов, опосредующих понимание педагогами личности ребенка с особенностями развития. Содержание, которое с точки зрения математики, образует фактор, на психологическом уровне означает категорию (или объединение качеств), образующую структуру представлений. Важность изучения структуры и содержания представлений о ребенке с особенностями психофизического развития у разных субъектов образования определяется тем, что знания и представления специалистов, сопровождающих детство, являются регулятором педагогического общения и взаимодействия.

Abstract: The article presents research results of the structure and content of ideas about a child with special psychophysical development by teachers of general secondary and special education with using free description methods with subsequent data processing through content analysis and factor analysis. The result of the research was the identification and the description of independent factors that mediate the understanding of the personality of a child with developmental peculiarities by teachers. Content which, from the mathematics point of view, forms a factor at the psychological level means a category (or a combination of qualities) that forms the structure of representations. The importance of studying the structure and the content of ideas about a child with special psychophysical development in different subjects of education is determined by the fact that the knowledge and ideas of specialists accompanying childhood are the regulators of pedagogical communication and interaction.

Биографии авторов

Наталья Викторовна Былинская, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

Надежда Ивановна Селех, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь

магистрант

Опубликован
2020-09-30