Интеллектуально-познавательная игра как форма социокультурной реабилитации подростков «группы риска»

Intellectual and cognitive game as a form of socio-cultural rehabilitation of “risk group” adolescents

  • Анастасия Андреевна Чипан ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова: подростки «группы риска», реабилитация, социокультурная реабилитация, интеллектуально-познавательная игра

Аннотация

В своей статье автор останавливается на проблематике обоснования результативности интеллектуально-познавательных игр как формы работы социокультурной реабилитации подростков «группы риска». Детальное рассмотрение разнообразных аспектов понятий «подростки группы риска» и «социокультурная реабилитация» необходимо для освещения заявленной темы. Для раскрытия проблематики статьи приводится анализ частных элементов интеллектуально-познавательной игры, чтобы показать их влияние на достижение цели. Приведенные примеры практической реализации игр различных циклов для разных уровней реабилитационных мероприятий и полученные результаты подтверждают эффективность и результативность интеллектуально-познавательных игр с точки зрения достижения определенного уровня реабилитации подростков.

В статье проведен детальный анализ используемых элементов интеллектуально-познавательных игр, механизмов их создания при социокультурной реабилитации подростков «группы риска» как формы работы специалистов сферы молодежной политики. Помимо анализа для оценки эффективности в статье были использованы элементы статистического метода исследования, применяющиеся при опросе участников мероприятий для получения простой случайной сплошной выборки (без разделения на возрастные категории).

Результаты опроса показали, что после проведения мероприятий среди участников увеличился процент тех, у кого появилась востребованность в самостоятельном поиске необходимой информации для решения текущих задач и возросла ответственность за свое направление работы в команде.

В качестве полученных результатов, характеризующих эффективность предложенного подхода к реабилитации, автором приводятся преимущества предлагаемой формы социокультурной реабилитации, такие как: универсальность, гибкость, интерактивный формат, командная работа, трансформация ролей и, что наиболее важно, развитие коллективной и персональной ответственности у подростков.

Abstract: In the article the author focuses on the problems of substantiating the effectiveness of intellectual and cognitive games as a form of socio-cultural rehabilitation of “risk group” adolescents. A detailed consideration of various aspects of the concepts of “risk group” adolescents and “socio-cultural rehabilitation” is necessary to cover the stated topic. To reveal the problems of the article, an analysis of particular elements of the intellectual and cognitive game is given to show their influence on the achievement of the goal. The given examples of practical implementation of games of different cycles for different levels of rehabilitation activities and the results obtained confirm the effectiveness and efficiency of intellectual and cognitive games in terms of achieving a certain level of rehabilitation of adolescents.

The article provides a detailed analysis of the elements of used intellectual and cognitive games, the mechanisms of their creation in the socio-cultural rehabilitation of “risk group” adolescents as a form of work of specialists in the field of youth policy. In addition to the analysis, the article used elements of the statistical research method used in the survey of participants in events to obtain a simple random continuous sample (without division into age categories).

The results of the survey showed that after the events, the percentage of participants who were in demand for independent search for the necessary information to solve current problems increased and responsibility for their direction of work in the team increased.

As the results that characterize the effectiveness of the proposed approach to rehabilitation, the author presents the advantages of the proposed form of socio-cultural rehabilitation, such as: universality, flexibility, interactive format, teamwork, role transformation and, most importantly, the development of collective and personal responsibility in adolescents.

Биография автора

Анастасия Андреевна Чипан, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург

аспирант кафедры истории и теории педагогики

Опубликован
2020-12-29