Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию естественнонаучной грамотности учащихся на уроках окружающего мира
Future primary school teachers’ preparation for the formation of students’ natural science literacy in Science classes
Аннотация
В своей статье автор рассматривает ключевые моменты подготовки студентов к формированию естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира. Раскрывает актуальность исследуемого вопроса, опираясь на нормативно-правовые документы и Международную программу оценки образовательных достижений учащихся. Выделяет компетенции естественнонаучно грамотного младшего школьника и подчеркивает, что эффективность процесса становления естественнонаучной грамотности учащихся напрямую зависит от уровня подготовленности будущих учителей начальных классов. Автор подробно останавливается на структурных компонентах подготовки студентов к реализации данного направления образовательного процесса: мотивационную, когнитивную и деятельностную. Проведенное исследование в рамках написания данной статьи, позволило утверждать о недостаточном уровне подготовленности студентов к формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников. Решение проблемы, автор видит в усилении подготовки будущих учителей начальных классов в рамках дисциплины по выбору, реализуемой на выпускном курсе. По мнению автора, с целью углубленного изучения методических основ исследуемого феномена необходимо использовать различные формы и методы преподавания. В статье рассмотрены подробно некоторые из них: семинар-дискуссия, пресс-конференция, метод Дельфи, мозговой штурм, комментированное чтение первоисточников и т.д. Автор отмечает, что с помощью разнообразных форм и методов у студентов закладываются знания методического и теоретического плана, формируется интерес к выбранной профессии.
Abstract: In this article, the author examines the key points of preparing students for the formation of natural science literacy in Science lessons. The author reveals the urgency of the research based on the regulatory documents and the International Program for Assessing Students' Educational Achievements. The author highlights the competences of a student’s natural science literacy and emphasizes that the effectiveness of the process of students’ natural science literacy developing directly depends on the level of training of future primary school teachers. The author dwells on the structural components of preparing students for the implementation of this direction to the educational process: motivational, cognitive and activity-based. The research has shown that the level of students ' readiness for the formation of natural science literacy in primary school students is insufficient. The solution of the problem is in strengthening the training of future students within the elective discipline in the final year. According to the author, in order to in-depth study of the methodological foundations of the studied phenomenon, it is necessary to use various forms and methods of teaching. The article discusses in detail some of them: seminar-discussion, press conference, Delphi method, brainstorming, commented reading of primary sources, etc. The author notes that with the help of various forms and methods, students acquire knowledge of the methodological and theoretical plan, form an interest in the chosen profession.