Разработка демонстрационных стендов на основе структурно-логических схем содержания для применения в системе художественного образования

Development of demonstration stands based on structural and logical schemes of content for using in the art education system

  • Людмила Климентьевна Патрушева ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
  • Дмитрий Викторович Патрушев ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
  • Марина Владимировна Соломина МОУ «СОШ № 23», г. Воркута
Ключевые слова: изобразительное искусство, рисунок, живопись, демонстрационные стенды, структурно-логическая схема, художественное образование, подготовка учителей изобразительного искусства

Аннотация

Важное значение в формировании творческого опыта деятельности имеют знания, основу которых составляют понятия. Понятия усваиваются в системе, постепенно от чувственного восприятия отдельных признаков к абстрактному мышлению, то есть свободному оперированию ими. На уроках изобразительного искусства большая часть времени отводится формированию опыту практической деятельности и процессу обобщения основных понятия отводится недостаточно времени. В статье представлены демонстрационные стенды по рисунку и живописи, которые разработаны на основе структурно-логических схем, содержащие почти 150 понятий в сочетании с иллюстрациями работ художников, которые направлены на установление оптимального баланса в усвоении содержания учебного материала. Также описаны принципы и этапы разработки структурно-логических схем; требования и основные положения для разработки демонстрационных стендов, описан процесс их проектирования. Основные методы исследования: анализ нормативных документов, специальной литературы; моделирование; наблюдение, метод экспертных оценок и др. Предлагаемые демонстрационные стенды целесообразно использовать в системе художественного образования: на уроках изобразительного искусства, в системе дополнительного художественного образования, в подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

Abstract: Knowledge based on the concepts is of great importance in the process of forming creative experience. Concepts, gradually from the sensory perception of individual features to abstract thinking, are assimilated in the system, and therefore, we can operate them easily. Most time at lessons of fine arts is devoted to the formation of practical experience and not enough time is given to the process of generalizing the basic concepts. The article presents demonstration stands for drawing and painting, which are developed on the basis of structural and logical diagrams, containing almost 150 concepts in combination with illustrations of artists' works in order to assimilate the educational material in the best way possible. The authors also describe principles and stages of development of structural and logical schemes, requirements and basic provisions for the development of demonstration stands and the process of their design. Basic research methods are used: analysis of regulatory documents, professional literature; modeling; observation, method of expert assessments, etc. The proposed demonstration stands should be used in the system of art education: at the lessons of fine arts, in the system of additional art education, while training future teachers of fine arts.

Биографии авторов

Людмила Климентьевна Патрушева, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

кандидат педагогических наук, доцент по кафедре технологии и методики преподавания технологии, руководитель Центра публикационной активности

Дмитрий Викторович Патрушев, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства,

член Союза Художников России

Марина Владимировна Соломина, МОУ «СОШ № 23», г. Воркута

учитель изобразительного искусства

Опубликован
2021-04-09