Работа учителя по формированию сплоченности коллектива второклассников во внеурочной деятельности
The teacher’s work on the cohesion formation of second graders in extracurricular activities
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников. Акцентируется внимание на внеурочную деятельность, ее преимущества и педагогические условия, эффективно влияющие на формирование сплоченности обучающихся вторых классов. Авторы полагают, что особенно важна работа учителя с воспитанниками, его своевременная реакция, сопровождение и помощь в той или иной коммуникативной ситуации. Разработанный цикл внеурочных занятий будет способствовать формированию сплоченности ученического коллектива, создаст условия для прочности детских взаимоотношений, единства межличностных взаимодействий, эмоционального комфорта в общении.
Ведущими методами исследования проблемы явились теоретические (анализ литературы по проблеме исследования) и эмпирические (констатирующий эксперимент, количественная и качественная оценка полученных результатов), наблюдение.
Основные результаты статьи: уточнено понимание сплоченности ученического коллектива младших школьников, обоснована роль учителя в его формировании у второклассников; учтены данные диагностического исследования в соответствии с избранной структурой; разработан и обоснован цикл занятий в курсе «Я и мой мир» внеурочной деятельности начальной школы.
Abstract: The article deals with the problem of forming the cohesion of younger schoolchildren. The attention is focused on extracurricular activities, its advantages and pedagogical conditions that effectively affect the formation of second-graders’ cohesion. The authors believe that the work of a teacher with pupils, his timely reaction, support and assistance in a particular communicative situation is especially important. The developed list of extracurricular activities will contribute to the cohesion formation, organize conditions for the strength of children's relationships, unity of interpersonal interactions, emotional comfort in communication.
The leading methods of studying the problem were theoretical (analysis of the literature on the research problem) and empirical (ascertaining experiment, quantitative and qualitative assessment of the results obtained), observation.
The main results of the article: the understanding of the cohesion of the younger schoolchildren collective is clarified, the role of the teacher in its formation among second graders is justified; the data of the diagnostic study in accordance with the chosen structure are taken into account; the list of extracurricular activities in the course “I and my world” is developed and justified.