Особенности самовосприятия у подростков с расстройствами аутистического спектра

Specific of self-perception in youth with autism spectrum disorders

  • Наталья Викторовна Воротыло ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва
  • Юлия Михайловна Смирнова ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова», г. Москва
Ключевые слова: РАС (расстройства аутистического спектра), подростки, самовосприятие, дети с ОВЗ, самовосприятие подростков

Аннотация

Данные исследований, посвященных особенностям самовосприятия подростков с РАС, относительно немногочисленны и весьма противоречивы. Так, в ряде работ показано, что подростки с РАС обладают некритично высокой самооценкой и низкой рефлексией относительно своих трудностей в социальной и иных сферах. Другие работы свидетельствуют об обратном: сниженной самооценке и негативном восприятии себя как партнера по общению. В данном исследовании предпринята попытка изучить особенности самовосприятия подростков с РАС в разных сферах. Методики исследования: опросник «Профиль самовосприятия для подростков» С. Хартера (адаптация Н.К. Радиной и Е.Ю. Терешенковой); тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой); проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер); шкала Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Выборку составили 30 человек. Обнаружено, что подростки с РАС имеют сниженные показатели самовосприятия по всем сферам, низкую самооценку авторитета среди сверстников, некритично высокий уровень притязаний относительно характера, искаженные представления об образе тела. Результаты относительно рефлексивности неоднозначны.

Abstract:  The data of studies on the characteristics of self-perception of adolescents with autism spectrum disorders are relatively few and very contradictory. A number of studies have shown that adolescents with autism spectrum disorders have uncritically high self-esteem and low reflection regarding their difficulties in social and other spheres. Other studies show the opposite: lowered self-esteem and negative self-perception as a communication partner. This article provides an attempt to study the characteristics of self-perception of adolescents with autism spectrum disorders in different areas. Methods: questionnaire “Self-perception profile for adolescents” by S. Harter (N.K. Radina and E.Y. Tereshenkova adaptation); Coon-McPartland test "Who am I?" (modified by T.V. Rumyantseva); the projective technique "Drawing of a Man" (K. Makhover); Dembo-Rubinstein scale (modified by A.M. Prikhozhan). 30 individuals participated in this study. Results show that adolescents with autism spectrum disorders have reduced self-perception indicators in all spheres, low self-esteem of authority among peers, uncritically high level of claims about character, distorted ideas about body image. Results regarding reflexivity are mixed.

Биографии авторов

Наталья Викторовна Воротыло, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности психологического факультета

Юлия Михайловна Смирнова, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова», г. Москва

студентка

Опубликован
2021-12-27