Исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Study of the speech grammatical structure in preschoolers with general speech underdevelopment

  • Анна Александровна Арсеньева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень
  • Валерия Витальевна Пивненко ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, аграмматизмы, дошкольники с речевыми нарушениями

Аннотация

Проблема распространенности аграмматизмов в детской речи остается одной из ведущих тем для обсуждения среди логопедического и педагогического сообщества. Грамматические нарушения могут быть одним из ведущих дефектов у дошкольников с общим недоразвитием речи, что влечет за собой нарушение и других компонентов речевой системы.

Стоит отметить, что отсутствие ранней коррекции данных нарушений могут впоследствии негативно повлиять на навыки письма и чтения будущего школьника.

Цель исследования – изучение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Научная новизна. Предложенный автором способ оценки результатов логопедического обследования грамматического строя речи дошкольников позволяет определять динамику развития данного компонента речи в короткие сроки и в игровой форме.

Практическая значимость. Проведено обследование детей 5 года жизни на предмет овладения грамматическим строем речи. Результаты обследования свидетельствуют о недостатке удаления внимания на развитие данного компонента речи в педагогической работе государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Abstract: The problem of the prevalence of agrammatisms in children's speech remains one of the leading themes for discussion among the speech therapy and pedagogical community. Grammatical disorders can be one of the leading defects in preschoolers with general speech underdevelopment which entails a violation of other components of the speech system.

It is worth noting that the lack of early correction of these violations can subsequently negatively affect the writing and reading skills of the future student.

The aim of the research is to study the grammatical structure of speech in preschoolers with general speech underdevelopment.

Scientific novelty. The method proposed by the author for assessing the results of a speech therapy examination of the preschoolers’ grammatical structure of speech makes it possible to determine the dynamics of this speech component development in a short time and in a playful way.

Practical significance. A survey of 5-year-old children was carried out for mastering the grammatical structure of speech. The results of the survey indicate a lack of attention to the development of this speech component in the pedagogical work of state preschool educational institutions.

Биографии авторов

Анна Александровна Арсеньева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

студент 5 курса, института психологии и педагогики, направления подготовки: Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия»)

Валерия Витальевна Пивненко, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, института психологии и педагогики

Опубликован
2021-12-27