Особенности обучения русскому языку учащихся казахских школ в условиях многоязычия

Features of teaching Russian to students of Kazakh schools under conditions of multilingualism

  • Елена Ивановна Елизова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Жанна Талиповна Кашкимбекова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: полиязычная среда, обучение русскому языку, личностно-ориентированный подход, дифференцированные задания

Аннотация

Статья посвящена одному из актуальных вопросов преподавания русского языка как неродного на постсоветском пространстве, выявлению специфики обучения русскому языку в школах Республики Казахстан в условиях полиязычия и поиска наиболее эффективных подходов к обучению современных казахских школьников. В материале обосновывается закономерная смена лингводидактических подходов к обучению русскому языку как неродному и как иностранному, описываются особенности реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию в средней школе в Республике Казахстан. Многоязычная среда формирует отношение к изучению неродных и иностранных языков как важному фактору коммуникации представителей различных национальностей на фоне существования казахского языка как государственного языка и русского языка как официального языка в Казахстане. В статье обосновывается необходимость разработки и использования дифференцированных заданий на занятиях по русскому языку в казахских школах.

Abstract: The article is devoted to one of the topical issues of teaching Russian as a non-native language in the post-Soviet space, identifying the specifics of teaching Russian in schools in Kazakhstan in the context of multilingualism and searching for the most effective approaches to teaching modern Kazakh schoolchildren. The article substantiates the natural change of linguodidactic approaches to teaching Russian as a non-native and as a foreign language, describes the features of the implementation of a personality-oriented approach to teaching in secondary schools in the Republic of Kazakhstan. The multilingual environment forms the attitude to the study of non-native and foreign languages as an important factor of communication between representatives of various nationalities against the background of the existence of the Kazakh language as the state language and Russian as the official language in Kazakhstan. The article substantiates the need to develop and use differentiated tasks in Russian language classes in Kazakh schools.

Биографии авторов

Елена Ивановна Елизова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин

Жанна Талиповна Кашкимбекова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

магистрант второго года обучения 44.04.01. Педагогическое образование, образовательная программа «Подготовка педагогов русского языка и литературы»

место работы: РК, г. Алматы, учитель русского языка и литературы средней школы

Опубликован
2022-04-12