Опыт использования онлайн-сообщества при изучении курса физики в средней школе
Experience of using an online community when studying a physics course at school
Аннотация
В работе проанализирован образовательный потенциал онлайн-сообществ при обучении физике. Приведен опыт организации онлайн-сообщества «Познавательная физика» на основе социальной сети ВКонтакте. В онлайн-сообществе представлены задания по всем разделам курса физики 8 класса: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления». Выделены типы заданий, реализованных в рамках построенного онлайн-сообщества, а именно: задание на определение физических явлений, свойств, предполагающие доказательство своей точки зрения или высказывание предположения (по видео, картинке, опыту, ситуации); просмотр видеофрагмента с последующим заданием неповторяющихся вопросов по представленной в нем теме в комментариях; задание на постановку или анализа гипотез после просмотра видео, фотоматериалов или других источников; игра-квест на повторение пройденного материала в игровой форме на время; вопросы-рассуждения на основе проблемной ситуации, задания на умение читать происходящие физические процессы и явления по графикам и диаграммам; задания на знание и понимание физического смысла основных понятий, физических явлений, правил, законов и теорий, и проведен анализ их выполнения учащимися. Приведена статистика активность учащихся с помощью встроенных инструментов сети ВКонтакте.
Abstract: The paper analyzes the educational potential of online communities in teaching physics. The experience of organizing an online community “Cognitive Physics” through the social network VKontakte is given. The online community presents tasks for all sections of the 8th grade physics course: “Thermal phenomena”, “Changes in the aggregate states of matter”, “Electrical phenomena”, “Electromagnetic phenomena”, “Light phenomena”. The types of tasks implemented within the framework of the built online community are highlighted, namely: a task to determine physical phenomena, properties that involve proving one's point of view or making an assumption (based on video, picture, experience, situation); viewing a video fragment followed by asking non-recurring questions on the topic presented in it in the comments; a task to pose or analysis of hypotheses after watching videos, photographs or other sources; the game is a quest to repeat the material passed in a playful way for a while; questions-reasoning based on a problem situation, tasks for the ability to read the physical processes and phenomena occurring on graphs and diagrams; tasks for knowledge and understanding of the physical meaning of basic concepts, physical phenomena, rules, laws and theories and an analysis of their implementation by students. The statistics of student activity using the built-in tools of the VKontakte network are given.