Тревожность в подростковом возрасте и её влияние на коммуникативные навыки подростков

Anxiety in adolescence and its impact on adolescent communication skills

  • Светлана Анатольевна Цыновкина ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград
  • Галина Георгиевна Васюта ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград
Ключевые слова: тревожность, коммуникативные навыки, общение, корреляция, подростки

Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме тревожности у подростков и её связи с коммуникативными навыками и основана на материале магистерской диссертации С.А. Цыновкиной подготовленной под руководством доцента Г.Г. Васюта. В статье показана двойственная роль тревожности для личности подростка, что адекватный её уровень просто необходим. Была проведена диагностическая работа с семиклассниками (63 человека) с помощью методик: опросник школьной тревожности Филипса, тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского и КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). После чего полученные результаты были обработаны с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Было установлено, что общая школьная тревожность не связана с уровнем развития коммуникативных навыков у подростков. Но опираясь на выявленные корреляции с другими шкалами опросника школьной тревожности Филипса, будет разработана развивающая программа для улучшения коммуникативных навыков и снижения тревожности в определённой сфере жизни подростка.

Abstract: The article is devoted to the current topic of anxiety in adolescents and its connection with communication skills and is based on the material of the master's dissertation by S.A. Tsynovkina prepared under the guidance of Associate Professor G.G. Vasyut. The article shows the dual role of anxiety for the personality of a teenager, that its adequate level is simply necessary. Diagnostic work was carried out with seventh-graders (63 persons) using the following methods: the Philips school anxiety questionnaire, the test for assessing the level of sociability by V.F. Ryakhovsky and KOS (V.V. Sinyavsky, B.A. Fedorishin). After that, the obtained results were processed using the Pearson correlation coefficient. It was found that general school anxiety is not associated with the level of development of communication skills in adolescents. But based on the identified correlations with other scales of the Philips school anxiety questionnaire, a developmental program will be developed to improve communication skills and reduce anxiety in a certain area of a teenager's life.

Биографии авторов

Светлана Анатольевна Цыновкина, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград

магистрант 2 курса «Диагностика и коррекция психического развития»

Галина Георгиевна Васюта, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития

Опубликован
2022-07-04