Развитие коммуникативной компетенции обучающихся в процессе дистанционного обучения английскому языку в высшей школе

Developing students’ communicative competence in the process of distance English language learning in higher school

  • Екатерина Александровна Король ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
  • Наталья Валерьевна Грибачева ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Ключевые слова: дистанционное обучение, коммуникативная компетенция, коммуникативные навыки, мотивация обучения, онлайн ресурсы, онлайн платформы, онлайн урок

Аннотация

В статье анализируется возможность развития коммуникативной компетенции обучающихся в процессе дистанционного обучения английскому языку в высшей школе. Цель статьи заключается в выявлении достоинств и недостатков дистанционного метода обучения за прошедший период пандемии, а также возможностях улучшения данного формата для более высоких показателей эффективности. Статья рассматривает групповые занятия в образовательных учреждениях высшей школы. Список методов, применённых в этом исследовании, включает анализ отзывов студентов и педагогов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета о прошедших занятиях. В результате были выявлены и описаны наиболее частые проблемы, возникающие в процессе онлайн обучения, которые препятствовали развитию коммуникативной компетенции обучающихся. Были предложены пути решения данных проблем, а также программы, позволяющие улучшить процесс дистанционного обучения. В статье подчеркивается особая роль мотивационной составляющей учебного процесса как у учащихся, так и у педагогов. Авторы приходят к выводу, что формирование коммуникативных навыков возможно, может быть эффективным при наличии у педагога времени и желания на более тщательную подготовку к онлайн занятиям, а также использованию современных методов обучения.

Abstract: The article analyses the possibility of developing the communicative competence of students in the process of distance English learning in higher school. The aim of the article is to highlight the advantages and disadvantages of the method of distance learning through the past period of the pandemic, as well as the possibilities of improving this format for higher efficiency index. The article is devoted to group classes in educational institutions of higher education. The list of methods used in this article includes an analysis of the feedback of students and teachers of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University about the past online classes. As a result, the most frequent problems appearing in the process of distance learning, which prevented the development of students' communicative competence, were identified and described. The solutions to these problems are suggested in the paper, as well as programs to improve the process of distance learning. The article stresses the special role of the motivational component of the educational process for both students and teachers. The authors conclude that the development of communication skills may be effective if the teacher has the time and desire for careful preparation for online classes, as well as for the use of modern teaching methods.

Биографии авторов

Екатерина Александровна Король, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

студентка 5 курса, направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «История», «Английский язык»

Наталья Валерьевна Грибачева, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Опубликован
2022-10-05