Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности на уроках литературы

The project method potential in the formation of reader literacy in literature lessons

  • Надежда Юрьевна Ланцевская ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: метод проектов, читательская грамотность, текст, универсальные учебные действия

Аннотация

В статье рассматриваются возможности метода проектов в формировании читательской грамотности старшеклассников на уроках литературы. Читательская грамотность представлена как один из важнейших гибких навыков современного человека. Акцент в статье сделан на формирование умений использовать информацию из текста в повседневной жизни: решение практической задачи, планирование и прогнозирование на базе информации из текста, выявление корреляции между прочитанным и действительностью. Проанализированы ресурсы метода проектов в аспекте системно-деятельностного подхода, связи с универсальными учебными действиями и творческим характером работы. Участник проектной деятельности представлен как активно действующий и личностно заинтересованный субъект процесса. Приведены примеры информационных, исследовательских, творческих и практико-ориентированных проектов, посредством которых возможно эффективно развивать читательскую грамотность на уроках литературы.

Abstract: The article discusses the possibilities of the project method in the formation of reading literacy of high school students in literature lessons. Reading literacy is presented as one of the most important flexible skills of a modern person. The emphasis is given on the formation of skills to use information from the text in everyday life: solving a practical problem, planning and forecasting based on information from the text, identifying the correlation between what was read and reality. The resources of the project method are analyzed in the aspect of the system-activity approach, the connection with universal educational activities and the creative nature of the work. The participant of the project activity is represented as an active and personally interested subject of the process. Examples of informational, research, creative and practice-oriented projects are given, through which it is possible to effectively develop reading literacy in literature lessons.

Биография автора

Надежда Юрьевна Ланцевская, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин

Опубликован
2023-05-16
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)