Формирование профильно-специализированных компетенций студентов-психологов в исследовательской деятельности

Formation of specialized competencies of psychology students in research activities

  • Наталья Алексеевна Байгулова ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
  • Елена Евгеньевна Сартакова ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компе¬тентность выпускника вуза, психолого-педагогическое образование, профильно-специализированные компетенции, практико-ориентированный подход, научно-исследовательская деятельность студентов, выпускная квалификационная работа, мотивационная активность, психолого-педагогическая деятельность

Аннотация

Рассмотрена профессиональная компетентность выпускника вуза как разностороннее представление и одновременно с этим измеряющиеся понятие в системе образования. Выявлены обязательные составляющие: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты, входящие в профессиональную компетентность педагога-психолога. Установлено, что профильно-специализированные компетенции – комплекс профильных знаний, умений и владений, необходимых в профессионально-педагогической деятельности.

Отмечено, что обучающиеся испытывают трудности в научно-исследовательской деятельности. Выявлено, что продуктивность научно-исследовательской работы обучающихся в вузе зависит от мотивации студентов, интереса к научно-исследовательской деятельности, организаторской работы преподавателей, направленной на расширение исследовательских умений студентов. Проведен анализ условий формирования и отмечены направления мотивационной активности в научно-исследовательской деятельности студентов. Определены положения для развития научно-исследовательской работы студентов.

The professional competence of a university graduate is considered as a versatile representation and at the same time a measurable concept in the education system. The mandatory components are identified: emotional-motivational, cognitive, activity components included in the professional competence of a teacher – psychologist. It is established that specialized competencies are a complex of specialized knowledge, skills and possessions necessary in professional and pedagogical activity.

It is noted that students have difficulties in research activities. It is revealed that the productivity of students’ research work at the university depends on the motivation of students, interest in research activities, organizational work of teachers aimed at expanding the research skills of students. The factors influencing the research activity of students at the university are analyzed. The ways of motivation for the activation of students’ research activities are revealed. The provisions for the development of students' research work are defined.

Биографии авторов

Наталья Алексеевна Байгулова, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск

старший преподаватель кафедры дефектологии

Елена Евгеньевна Сартакова, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск

доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и управления образованием, научный руководитель

Опубликован
2023-12-06
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования