Занимательные опыты при организации проблемного обучения на уроках физики
Entertaining experiments in organizing problem-based learning in physics lessons
Аннотация
Современные стандарты образования содержат требование активизации образовательного процесса с целью нравственного и умственного развития учащихся. Одним из эффективных средств активизации учения является проблемное обучение. В частности, на уроках физики проблемное обучение может быть реализовано практически в любой фазе образовательного процесса. По этой причине необходимо обеспечить учителя физики системой дидактических средств, с помощью которых он мог бы организовать изучение курса физики на основе деятельностного подхода. Создание такого дидактического комплекса проблемного обучения требует разработки соответствующей концепции, как основы последующей работы по моделированию, проектированию и конструированию комплекса. Моделирование комплекса позволяет установить структуру комплекса и требования к предметному содержанию отдельных элементов комплекса – дидактическим пособиям. Среди этих методических требований выделено требование детального ознакомления учителя с приёмами создания проблемных ситуаций. В качестве примера в статье описывается один из таких приёмов – использование занимательных физических опытов.
Modern education standards contain the requirement to activate the educational process for the purpose of moral and mental development of students. One of the effective means of activating learning is problem-based learning. In particular, in physics lessons, problem-based learning can be implemented in almost any phase of the educational process. For this reason, it is necessary to provide the physics teacher with a system of didactic tools with the help of which he/she could organize the study of the physics course on the basis of the activity approach. The creation of such a didactic complex of problem-based learning requires the development of an appropriate concept as the basis for subsequent work on modeling, designing and constructing the complex. Modeling the complex makes it possible to establish the structure of the complex and the requirements for the subject content of individual elements of the complex - didactic aids. Among these methodological requirements, the requirement of a detailed acquaintance of the teacher with the techniques of creating problem situations is highlighted. As an example, the article describes one of these techniques – the use of entertaining physical experiments.