Религиозно-атеистические мировоззренческие ориентации студентов и вопросы духовно-нравственного воспитания
Religious and atheistic worldview orientations of students and issues of spiritual and moral education
Аннотация
Статья посвящена анализу социологического исследования религиозно-атеистических мировоззренческих установок студентов и задачам духовно-нравственного воспитания. Представлено выделение двух макрогрупп по определенности мировоззренческих позиций: студенты с определившимися религиозно-атеистическими позициями, в которую входят такие типологические группы как «верующие», «неверующие» и «атеисты», и студенты, религиозно-атеистические мировоззренческие установки которых не определились, к которым относятся типологические группы «колеблющиеся», «безразличные» и «уклонисты». Показана представленность мировоззренческих типов по курсам обучения, раскрыты тенденции изменения мировоззренческих установок, выяснено, что почти половина студентов к старшему курсу не имеет мировоззренческой определенности, а пятая часть мировоззренчески пассивна, либо безразлична, либо уклоняется от мировоззренческой определенности. Это актуализирует постановку мировоззренческих вопросов и помощь в осуществлении сознательного мировоззренческого выбора. Такому выбору содействует ряд мер духовно-нравственного воспитания: изучение религиоведческих учебных курсов, проведение экскурсий в храмы города с культурно-исторической проблематикой, подготовка докладов и участие в конференциях по религиоведческой проблематике, совместные мероприятия с религиоными организациями по духовно-нравственным проблемам.
The article is devoted to the analysis of the sociological study of religious and atheistic worldview attitudes of students and to the issues of spiritual and moral education. Two macrogroups are distinguished according to the definiteness of worldview positions: students with defined religious-atheistic positions which includes such typological groups as “believers”, “not religious” and “atheists” and students whose religious-atheistic worldview attitudes have not been determined, these include typological groups “vacillating”, “indifferent” and “deviators”. The author presents the worldview types in the courses of study and reveals the tendencies of changing worldview attitudes. It is found that almost half of the senior students do not have worldview certainty and the fifth part of the worldview is passive, or indifferent, or evades worldview certainty. This actualizes the formulation of ideological questions and helps in the implementation of a conscious ideological choice. This is facilitated by a number of measures of spiritual and moral education: the study of religious studies training courses, conducting excursions to the temples of the towns and cities with cultural and historical issues, preparing reports and participating in conferences on religious studies, joint activities with religious organizations on spiritual and moral problems.