Развитие универсальной компетенции «Межкультурное взаимодействие» на профильном языковом факультете педагогического вуза

Development of universal competence “Intercultural interaction” at the specialized language department of a pedagogical university

  • Ольга Викторовна Кирюшина ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил
Ключевые слова: универсальные компетенции, межкультурное взаимодействие, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, культурная, этническая и личная идентичность

Аннотация

Статья посвящена некоторым особенностям развития универсальной компетенции «Межкультурное взаимодействие». Обучение собственно иностранному языку на профильном языковом факультете, с одной стороны, располагает большим потенциалом для развития данной универсальной компетенции, с другой стороны, этот процесс зачастую имеет имплицитный характер, что влечет за собой необходимость придания ему большей целенаправленности и выраженности в плане развития умений межкультурного взаимодействия студентов. Достичь этого в полной мере представляется возможным при использовании потенциала других учебных дисциплин.

В статье описывается специфика работы по развитию универсальной компетенции «Межкультурное взаимодействие» в ходе реализации учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация». Приводятся результаты опроса студентов профильного языкового факультета, направленного на выявление их способности и готовности к межкультурному взаимодействию и проведённого на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета. В завершение дается ряд методических рекомендаций по итогам данного исследования.

The article is devoted to some features of the formation and the development of the universal competence “Intercultural interaction”. Teaching a foreign language at a specialized language faculty, on the one hand, has great potential for the development of this universal competence; on the other hand, this process is often of an implicit nature which entails the necessity to make it more focused and explicit in terms of students’ skill development of intercultural interaction. It seems possible to achieve this by using the potential of other academic disciplines.

The article describes the specifics of the work on the formation of universal competence “Intercultural interaction” in the course of implementing the academic discipline “Intercultural communication”. The author presents the results of the survey of the specialized language faculty students. The aim was to identify the ability and readiness for intercultural interaction. The study was conducted on the basis of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Institute, a branch of the Russian State Vocational Pedagogical University. In conclusion, a number of methodological recommendations based on the results of this study are given.

Биография автора

Ольга Викторовна Кирюшина, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института

Опубликован
2024-04-03
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания