Homo novus и деятельность И.И. Бецкого на ниве российского Просвещения

  • Алексей Николаевич Фанталов , ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
  • Маргарита Александровна Малязина ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Ключевые слова: Homo novus, российское образование, XVIII век, эпоха Просвещения, И.И. Бецкой

Аннотация

Россия в XVIII веке вступила в эпоху Просвещения. Основной идеей данной эпохи в сфере образования было воспитание «нового человека» (одним из фундаментальных условий чего постулировалась изоляция воспитанников от традиций их предков). В нашей стране решением данной задачи руководил И.И. Бецкой во второй половине столетия (вся работа Бецкого проходила под покровительством российской императрицы Екатерины II). В статье рассмотрены основные аспекты его деятельности, прежде всего, в следующих учреждениях: Императорская академия художеств, Сухопутный кадетский корпус, Смольный институт благородных девиц.

Описаны специфика уставов данных образовательных учреждений, особенности их учебных программ. Отмечены специфические мировоззренческие установки И.И. Бецкого, его педагогические методы.

В статье также проанализированы основные результаты деятельности Бецкого, ее положительные и отрицательные аспекты.

Abstract:  In the 18th century Russia entered the age of enlightenment. The main idea of this era in education was education of “new human” (isolation wards from the traditions of their ancestors was one of the fundamental conditions there). Ivan Betskoy led this task in our country during the second half of the century (this work took place under Russian Empress Catherine II’ patronage). This article deals with the main aspects of its activities, particularly in the following institutions: Imperial Academy of Arts, Cadet Corps, Smolny Institute for noble maidens. The article describes the specifics of the statutes of educational establishments and particularly data of their training programs also. Betskoy’ ideology and his teaching methods are marked. This article also analyzes the main Betskoy’ results, its positive and negative aspects.

Биографии авторов

Алексей Николаевич Фанталов, , ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель

Маргарита Александровна Малязина, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

заведующий кабинетом института детства

Опубликован
2019-09-26
Раздел
13.00.00 – педагогические науки