Особенности детско-родительских отношений в процессе психологической сепарации дочери от матери в неполной семье

Features of parent-child relationships in the process of psychological separation of a daughter from a mother in an incomplete family

  • Татьяна Викторовна Слотина ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
  • Мария Вячеславовна Ярмулик ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова: автономность, сепарация, неполная семья, детско-родительские отношения, психологическая суверенность

Аннотация

В статье рассматриваются особенности сепарационных процессов в системе мать-дочь. Анализируются факторы взаимозависимости субъектов в процессе сепарации. Представляются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение особенностей детско-родительских отношений в системе мать-дочь. Сделано предположение, что женщинам, испытывающим трудности в материальном или социальном аспектах будет сложнее отделиться от своих дочерей. Показано, что дочери юношеского возраста в отличие от своих матерей чувствуют большую независимость и отделенность. Матери чаще, чем дочери отмечают тесную связь в их детско-родительских отношениях. Сепарированные девушки более социально активны, имеют хобби и дружескую поддержку. Большинство несепарированных девушек компенсируют нереализованные потребности в общении с матерью, что препятствует процессу психологической сепарации. Также на основе полученных данных мы предполагаем, что уровень дохода оказывает непосредственное влияние на процесс сепарации дочери от матери.

Abstract: The article discusses the features of separation processes in the mother-daughter system. The factors of interdependence of subjects in the process of separation are analyzed. The results of a trial research aimed at studying the features of parent-child relationships in the mother-daughter system during. It has been suggested that it will be more difficult for women experiencing material or social difficulties to separate from their daughters. It is shown that young daughters, in contrast to their mothers, feel greater independence and separation. Mothers more often than daughters note a close relationship in their parent-child relationships. Separated girls are more socially active, have hobbies and friendly support. Most unseparated girls compensate for unfulfilled needs for communication with their mother, which impedes the process of psychological separation. Also, based on the data obtained, we assume that the level of income has a direct impact on the process of separation of the daughter from the mother.

Биографии авторов

Татьяна Викторовна Слотина, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи

Мария Вячеславовна Ярмулик, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург

бакалавр 4 курса кафедры возрастной психологии и педагогики семьи

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.3. Психология