Межпредметная связь белорусской и русской литератур при проведении школьной научно-исследовательской работы

Interdisciplinary communication of Belarusian and Russian literatures in the process of school research work

  • Татьяна Михайловна Пучинская УО «Барановичский государственный университет»
Ключевые слова: белорусская, русская литературы, межпредметная связь, старшеклассники, исследовательская работа

Аннотация

Статья посвящена проблеме проведения школьной научно-исследовательской работы в контексте межпредметной связи белорусской и русской литератур. Показано, что изучение межтекстового взаимодействия позволяет сформировать у старшеклассников более широкий взгляд на литературный процесс.

Представлен круг теоретических вопросов, которые могут стать предметом исследования, проводимого учащимися X-XI классов. Особое внимание уделено необходимости использования старшеклассниками научных источников, посвященных вопросу литературных взаимосвязей, что позволит избежать неточности, вероятности ошибочных выводов в процессе интерпретации художественных произведений.

На основании анализа скоординированности содержания учебных программ по белорусской и русской литературам показаны возможности сравнительного изучения произведений Янки Брыля и А.П. Чехова, Ивана Мележа и М.А. Шолохова. Предложена примерная тематика исследовательских работ учащихся, которая может быть скорректирована в соответствии с читательскими интересами старшеклассников, уровнем их литературного развития, конкретной учебной задачей.

Abstract

The article is devoted to the problem of carrying out school research in the context of the inter-subject connection of Belarusian and Russian literature. It is shown that the study of intertextual interaction allows high school students to form a broader view of the literary process.

A range of theoretical questions that can be the subject of research carried out by students in grades X-XI is presented. Special attention is paid to the need for high school students to use scientific sources devoted to the issue of literary relationships, which will avoid inaccuracies, the probability of erroneous conclusions in the process of interpreting works of art.

Based on the analysis of the coordinated content of the curriculum in Belarusian and Russian literature, the author shows the possibilities of comparative study of the works of Y. Bryl and A.P. Chekhov, Ivan Melezh and M.A. Sholokhov. An approximate subject of research works of students is proposed, which can be adjusted in accordance with the reader's interests of high school students, their level of literary development, and a specific educational task.

Биография автора

Татьяна Михайловна Пучинская, УО «Барановичский государственный университет»

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии

Опубликован
2020-03-28