Читательский дневник как средство развития у младших школьников навыков смыслового чтения
Reader's diary as a means of developing semantic reading skills in primary school children
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность развития навыков смыслового чтения у младших школьников, представлены разные точки зрения ученых на содержание термина «смысловое чтение», охарактеризованы умения, составляющие навыки смыслового чтения. Отдельное внимание уделено рассмотрению возможностей читательского дневника как средства развития навыков смыслового чтения, представлены предпосылки и методические подходы ученых к применению читательского дневника на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности. Приведен анализ современных читательских дневников, разработанных издательствами «Планета», «Ювента», «Академкнига/Учебник». Дана сравнительная характеристика разработок универсального читательского дневника для учебно-методических комплектов «Школа России», «Гармония», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», описаны задания, памятки, закладки, входящих в содержание учебного пособия, разработанного авторами статьи. Каждое задание, памятки, закладки сопровождаются рекомендациями по организации работы младших школьников с читательским дневником. В качестве дополнительного творческого задания авторами предложено посещение учреждений культуры родного края после прочтения произведений для повышения осознанности прочитанного произведения.
Abstract: The article considers the relevance of the development of semantic reading skills in primary school children, presents different points of view of scientists on the content of the term «semantic reading» and describes the skills that make up the skills of semantic reading. Special attention is paid to the possibilities of the reader's diary as a means of developing semantic reading skills, the prerequisites and methodological approaches of scientists to the use of the reader's diary are presented. The analysis of the modern readers ' journals, was developed by publishing house «planet», «Yuventa», «Academbook/Textbook». Described work on the development of a universal reader of the diary for training packages «School of Russia», «Harmony», the system of developing education by D.B. Elkonin – V.V. Davydov, describes the tasks, memo, bookmarks system included in the content of textbooks. Each task is accompanied by recommendations for organizing work with the reader's diary. As an additional creative task, the authors suggested visiting cultural institutions of their native land after reading the works to increase awareness of the read work.